Система обучения

Формы и техники традиционного Винг Чунь

  1. Первая форма – Сиу Лим Тао

Сиу лим тао – это форма работы над собой как на физиологическом, так и психологическом уровне. Полностью контролируя собственное тело во время выполнения формы, вы приобретаете контроль над своим внутренним состоянием, а, значит, и всем, что говорите и делаете. Таким образом, форма является мощным инструментом управления собой.

Термин Сиу Лим Тао состоит из трех понятий: сиу – маленький, лим – идея, тао – голова. Маленькая идея в голове. То есть, сначала мы думаем, рисуем что-то в собственном воображении, облекаем его в некую форму, а потом отображаем это внешними движениями – как и любую идею, которую мы хотим воплотить в жизнь.

Первая форма – это форма контроля собственных локтей. Выполняется она в нейтральной стойке, двигаются лишь руки (от локтя), плечи остаются неподвижными. Колени должны быть слегка согнуты, стопы примерно на ширине плеч, таз немного выдвинут вперед, корпус и шею держим прямо. Нужно найти для себя максимально удобное положение, чтобы во время выполнения формы работали только руки.

Сиу Лим Тао – набор базовых движений Винг Чунь. Выполняя форму, вы учитесь:

  • правильному дыханию;
  • независимому одновременному движению обеих рук;
  • постоянной концентрации (постоянный фокус на движении рук, максимальная концентрация достигается тогда, когда форма делается очень медленно – около получаса);
  • выработке правильной стойки;
  • большой акцент ставится на расслаблении, благодаря этому увеличивается скорость рук.

Важность первой формы трудно переоценить. Если воспринимать ее как бессмысленный набор движений, она так и останется механической отработкой упражнений. На самом деле у всех движений формы есть практическое значение, и в процессе обучения адепты Винг Чунь узнают, каким образом можно применять Сиу Лим Тао, и что она может дать при условии правильного выполнения.

Человек делает форму, форма делает человека.

[SR_VIDEO ID=35]

 

Продвинутая форма Сиу Лим Тао

 

Продвинутая форма Сиу Лим Тао обучает основным принципам работы ног и некоторым техникам защиты. Данной форме обучает только Грандмастер Вильям Ченг, а также лично аттестованные им ученики.

 

  1. Вторая форма – Чам Киу

Чам Киу в переводе означает «поиск опоры». Это вторая форма традиционного Винг Чунь, которая обучает перемещениям. Если в первой форме внимание было на дыхании и собственных локтях (и руках соответственно), то здесь добавляется подвижность и координация движений рук и ног.

Прежде чем учиться нападать, адепты Винг Чунь учатся защищаться, то есть быть неуязвимыми для атаки противника. Тот, кто учится только атакам, а на изучение защиты обращает мало внимания, может и победить в бою, но получить при этом тяжелые повреждения.

В этой форме отрабатывается уклонение от прямой атаки оппонента, и адепты учатся занимать более выгодную позицию по отношению к нападающему. Практикующий учится менять статическую нейтральную стойку на боковую, переднюю и Т-стойки, а также осваивает круговые перемещения. Эта форма также содержит боковые параллельные перемещения, которые всегда пригодятся в рукопашном бое.

В Чам Киу представлена работа ног (три удара вперед и нижний боковой удар):

  • Удар вперед основанием большого пальца стопы;
  • Удар вперед пяткой;
  • Удар вперед всей стопой;
  • Нижний боковой удар пяткой.

 

Также вводится новая техника рук:

 

  • Удар пальцем (бил джи);
  • Круговой блок рукой (хуэн сао), также движение всей рукой;
  • Удар ладонью (джен);
  • Блок-захват (лап сао);
  • Перебивание руки;
  • Блок-толчок (выпад – бил сао);
  • Двойной удар ладонью (по пай джен).

 

Ссылка на выполнение Чам Киу Грандмастером Ченгом: http://www.youtube.com/watch?v=Lq5SdwQgbF8

 

  1. Третья форма – Бил Джи

Бил Джи переводится как «бьющие пальцы» или «летящие пальцы». Это последняя форма традиционного Винг Чунь без применения оружия и дополнительных инструментов – самая продвинутая из трех.

Адепт Винг Чунь на этом уровне должен обладать достаточной зрелостью и сильным характером, не позволяющим ему злоупотреблять обретенными знаниями.

В Бил Джи руки работают одновременно, выполняя блоки и атаки. В каждое действие вкладывается вся сила тела, и это придает движениям большую мощь и эффективность. Третья форма состоит из 108 технических приемов для рук, которые охватывают весь диапазон боевых ситуаций.

http://www.youtube.com/watch?v=JT31imivQao 

 

Чи Сао

Чи Сао («липкие руки» или «клейкие руки») – одно из наиболее важных упражнений в Винг Чунь. Техника Чи Сао предполагает большое количество парных движений, направленных на развитие чувствительности и скорости реакции, и не является спарринговой. Обучаясь контролировать собственные руки и руки оппонента, вы тренируете вашу нервную систему таким образом, что потом в любой момент чувствуете, куда и как собирается двигаться партнер, легко находите его слабые места и можете выбирать наиболее эффективный способ атаки и защиты.

Бывают ситуации, когда реагировать нужно молниеносно. Если не использовать наше подсознание, мозг может не успеть выдать нужную реакцию вовремя – на обдумывание всегда уйдет как минимум несколько секунд. Чи Сао как раз и тренирует рефлексы, которые нам так необходимы в бешеном темпе нашей жизни, и с его помощью мы атакуем и защищаемся интуитивно, не думая и не боясь сделать ошибку.

Силу и направление атаки оппонента можно понять взглядом, если между вами дистанция. Когда вы уже в контакте, глаза можно завязать, все сводится к тактильным ощущениям. Тренируясь Чи Сао, вы развиваете чувствительность касания и обретаете способность быстро приспосабливаться к технике и силе партнера и использовать его движения для собственной победы.

Виды Чи Сао:

  • Дан Чи Сао – на одну руку (преимущественно упражнения с Бон Сао, Тан Сао, Фок Сао – движений из первой формы)
  • Шун Чи Сао – двумя руками (одна рука атакует, другая защищает)

СиФу и Грандмастер: http://www.youtube.com/watch?v=_KPFpiaDGT0&feature=player_embedded

[SR_VIDEO ID=36]

 

 

Техника деревянного манекена

Техника деревянного манекена, или Мук Ян Джонг Фа является самой продвинутой методикой без использования оружия. Она посвящена шлифовке ранее выученных движений,  а также тренировке углов защиты и атаки.

2.png

«Деревянный человек» Мук Ян Джонг имеет три «руки» - две верхних и одну среднюю, и одну «ногу». «Конечности» являются лишь направлениями атаки воображаемого оппонента. На манекене адепт тренируется уходить с линии атаки независимо от того, какой рукой или ногой атакует оппонент, и сразу же атаковать из любой позиции.

Манекен должен быть сделан индивидуально по размерам для практика, который хочет с ним работать.

СиФу и Грандмастер: http://www.youtube.com/watch?v=XXrk6Hr1vJ8&feature=player_embedded

СиФу: http://www.youtube.com/watch?v=fuNZgMYOTQU&feature=player_embedded

 

Мечи-бабочки

Техника владения мечами-бабочками, или Бат Чам Дао, – наиболее сложная и изучается на более продвинутых этапах.

Бат означает «восемь», Чам – «сечь, рассекать на части», Дао – «нож» или «меч с одним лезвием». Согласно книге Грандмастера Вильяма Ченга «Мечи-бабочки» цифра восемь в названии пришла из описания специальной техники воздействия на восемь суставов.

История возникновения мечей Винг Чунь уходит корнями в XVI век. Китайские пираты постоянно нападали на европейские судна, и бороться приходилось в очень ограниченном пространстве на палубах. Они не могли не обратить внимание на удобные в использовании абордажные тесаки моряков парусных флотов – и, собирая трофеи, местные разбойники сразу переделывали их на свой лад. Упростив конструкцию и сделав тесаки парными, они изобрели очень эффективное в бою оружие, компактное, простое в изготовлении и недорогое.

Приблизительно в это время Винг Чунь заканчивал формироваться как отдельный стиль ведения боя на ближней дистанции, и мечи-бабочки стали его первым оружием.

3.png 4.png


Бат Чам Дао:

·         развивает и укрепляет запястья;

·         учит использовать обе руки для защиты и нападения одновременно;

·         учит экономии движений;

·         вырабатывает устойчивость, увеличивает подвижность, развивает координацию;

·         учит использовать работу ног в полном объеме;

·         развивает способность фокусироваться в различных обстоятельствах, особенно в предконтактной стадии боя;

·         развивает контактные рефлексы, способность чувствовать оружие, как часть своего тела, а также посредством меча чувствовать, откуда идет сила оружия противника, чтобы эффективно бороться с ним.

 

Бат Чам Дао – это лучшая методика тренировки глаз и контактных рефлексов. Практикующий Бат Чам Дао будет иметь огромное преимущество перед теми, кто практикует другие стили, даже если ему придется использовать иное оружие.

 

Длинный шест

Люк Дим Бун Кван буквально переводится как «шесть с половиной точек Длинного Шеста». Эта вторая форма техники Винг Чунь с оружием. В ней есть всего шесть различных движений, которые повторяются в разных направлениях, и одна полутехника – бросание шеста. Поэтому Люк Дим Бун Кван обучаться намного легче, чем работе с мечами-бабочками, для которых существует свыше 100 комбинаций движений. Длинный шест иногда называют «шестом Дракона».

5.png

История шеста Винг Чунь начинается еще в третьем тысячелетии до н.э., когда им пользовались для охоты и защиты от соседних племен. Когда люди открыли бронзу и железо, были изобретены пики, секиры и другие, более опасные виды оружия, но шест оставался в быту и всегда под руками.

Шаолиньские монахи во все времена предпочитали шест другим оружиям: им сложнее изувечить или покалечить, но вполне можно эффективно отбить атаку.

Согласно легенде, стиль Люк Дим Бун Кван придумал Джи Шин, один из Пяти Старейшин, которые основали Винг Чунь. Нгу Муи, также одна из Старейшин, не обучала этой технике Йим Винг Чунь, передав ей лишь формы без оружия и знание мечей-бабочек. Грандмастер Джи Шин передавал знания «шеста Дракона» своим ученикам, и некоторое время это была отдельная ветка Кунг Фу.

Муж Йим Винг Чунь, по имени Льонг Бок Чо, также владел Кунг Фу, и так случилось, что для наследника техники Винг Чунь он выбрал своего племянника Вонга Ва Бо, который на то время уже знал технику длинного шеста. Легенда гласит, что однажды Льонг Бок Чо и Вонг Ва Бо решили провести дружественный бой, чтобы узнать, кто лучший мастер. Первый вооружился мечами-бабочками, а второй пришел с шестом, которым пользовался для управления своей лодки. Льонг был очень искусен, и Вонгу пришлось отступать, чтобы не быть раненым острыми мечами. Но как только Вонг стал вне зоны досягаемости мечей, он смог пользоваться шестом. Льонг уже не мог атаковать, ему оставалось только защищаться, и в итоге он сдался, а техника «шеста дракона» была добавлена в систему Винг Чунь и передана до наших дней.

Как правило, шест в полтора раза длиннее роста практикующего, и с одного конца он делается тоньше. Адепт всегда держит его за основу (толстый конец), и этим стиль длинного шеста Винг Чунь отличается от других стилей, где практики пользуются обоими концами шестов.

Из-за большого размера научиться пользоваться шестом не так уж легко, и существует теория, что он был изобретен для схваток на больших дистанциях на поле битвы. Когда дело доходило до близкого контакта, в ход шли мечи-бабочки. Бросание шеста в этом случае предшествовало использованию мечей и поэтому хоть и считается полутехникой, на самом деле это движение является критически важным.

Люк Дим Бун Кван помогает укрепить тело и глубже осознать принципы Винг Чунь. Практикующий должен быть достаточно сильным, чтобы удерживать шест. Эта форма также помогает развитию координации. Если вы отклоняетесь от центральной линии на сантиметр рукой, скорее всего, вы этого не заметите. Если же это случится с шестом, его другой конец будет намного дальше от цели, чем нужно. Таким образом, работа с шестом приводит к улучшению всех предыдущих техник путем исправления мелких ошибок.



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!