Ип Ман

ip-man.jpg

Мастер китайских боевых искусств Ип Ман (встречается написание Е Вень, Ип Мань, Ип Мэн, Йип Манн – в зависимости от перевода) известен как яркий представитель стиля Винг Чунь. Его считают патриархом современного искусства Винг Чунь Кунг Фу.

В Европе и Америке мастер известен как учитель киноактера Брюса Ли, широко использовавшего свои знания в создании захватывающих кинолент.

Основные события жизни Ип Мана известны нам из хроники, написанной его сыном Ип Чунем.

Великий мастер родился 14 октября 1893 года в городе Фошань (Fatshan) китайской провинции Квантун (Kwangtung). Ип Ман был младшим сыном в аристократической и относительно богатой семье, но традиции в то время были таковы, что ему не досталось ни общественного положения, ни значительного капитала родителей. Ип Ман прилежно учился, все свободное время занимался каллиграфией, писал поэмы и наблюдал за тренировками учеников Чан Ва Шуня (Chan Wah Shun) – известного мастера Кунг Фу Винг Чунь. Однажды он подошел к мастеру и попросил принять его в группу. В девять лет Ип Ман стал учеником Чан Ва Шуня. Чан Ва Шунь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Перед кончиной старый мастер попросил своего старшего ученика У Чан Со продолжить обучение Ип Мана. И он стал вторым учителем Ип Мана.

IpMan_3.jpgВ  1908 году пятнадцатилетний Ип Ман отправился в Гонконг на учебу в колледж Святого Стефана. В Гонконге его представили мастеру Леонг Баку (Леун Бику), сыну учителя мастера Чан Ва Шуня. Леонг Бак был тогда владельцем известной шелковой компании. Доброта Ип Мана и его отношение к учебе покорили Леонг Бака, и он решил обучить его всему, что знал. Позже Ип Ман говорил, что получил фундаментальные навыки от мастера Чан Ва Шуня, а отточил мастерство у Леонг Бака. Когда Ип был молод, он больше внимания уделял внешней форме движений, не задумываясь над их внутренним содержанием. Но позже он понял, что в приемах Винг Чунь важное значение имеют теория и ее применение.

Когда Ип Ман вернулся на родину в Фошань, ему было немногим больше двадцати лет. Но он уже был опытным мастером боевых искусств. Ип Ман неоднократно побеждал в поединках с известными бойцами и устраивал тренировки в саду своего дома. Его мастерство росло из года в год и очень помогало ему на службе – он был офицером полиции. Мастер с презрением относился к огнестрельному оружию и предпочитал им не пользоваться. Участвуя в погонях и в задержании опасных преступников, он всегда полагался на свое искусство.

Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Винг Син, у них родились два сына и две дочери. Мастер посвятил себя семье и давал уроки боевых искусств лишь нескольким родственникам и коллегам.

После начала Японо-китайской войны в 1937 году город Фошань быстро оказался под властью оккупационных сил. Ип Ман отказался от сотрудничества с японской администрацией. В результате он сначала остался без работы, а затем и вовсе без средств к существованию. Лишь один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, помогал ему. В благодарность мастер сначала взял в ученики его сына, а затем стал давать уроки Кунг Фу Винг Чунь всем рабочим фабрики. Узнав об этом, японская власть предложила мастеру обучать рукопашному бою японских солдат. Ип Ман не хотел сотрудничать с оккупантами, но открытый конфликт мог навредить и друзьям, и семье. Он покинул родной город и долгое время жил в глухом селе.

После Второй мировой войны Ип Ман вернулся в Фошань и снова поступил на службу в полицию. Но тут началась гражданская война… Он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, которая в то время правила Китайской Республикой, но теряла контроль над страной. В 1949 году победила Коммунистическая партия, и континентальный Китай оказался в ее руках. Ип Ман бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг: аристократу по происхождению и стороннику Гоминьдана, к тому же служившему в полиции, с приходом коммунистов к власти грозила смертельная опасность. Жена Ип Мана и его дети остались в Китае.

В 56 лет оказавшись без средств к существованию и почти без связей в чужой стране, Ип Ман вынужден был нарушить клановую традицию и стал за плату открыто обучать мастерству Винг Чунь. Первой появилась школа профсоюза ресторанных работников -- она состояла всего из восьми человек. Одним из первых его учеников стал Леонг Шенг, который позже обучит ныне известного мастера Леонг Тинга. Через три года Ип Ман открывает новую школу, в 1955 году там появляется и Вильям Ченг, который однажды приведет в зал молодого Ли Сиу Лонг (Брюс Ли).

Ип ман

Но Ип Ман все же был далек от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству его сына, мастер никогда не давал рекламного объявления, и, как правило, даже не вешал вывески, на которой было бы сказано, что он обучает боевому искусству. Ученики находили его школу сами. В то же время Ип Ман не давал обещаний, что обучит любого желающего. «Ученику трудно найти хорошего учителя, но еще труднее учителю вырастить хорошего ученика», – говорил Ип Ман.

Ип Ман начал открыто преподавать Винг Чунь под давлением обстоятельств, но постепенно пропаганда Кунг Фу стала делом его жизни. К началу 70-х годов XX века стилю Винг Чунь уже обучали в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на звание главы какой-либо школы, и поэтому его ученики, прошедшие полный курс подготовки, начинали преподавать Винг Чунь от своего собственного имени.

В 1962 году сыновья Ип Мана, Ип Чин и Ип Чунь перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками.

Лишь последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, но продолжал давать уроки в своем доме. В 1972 году у него выявили рак горла, и первого декабря Ип Мана не стало. Чтобы сохранить систему Винг Чунь и передать ее будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал свое исполнение основных форм на кинопленку. Когда видишь, с какой мощью неизлечимо больной человек наносит удары по деревянному манекену, становится ясно: мастерство оставалось с Ип Маном до самого конца.

В Гонконге Ип Ман был очень известным, но в континентальном Китае его имя долго не знали. В конце 2002 года в Фошане на территории Исторического музея открыли музей Ип Мана. Так великого мастера признали и на родине.

Люди, которые практикуют разные ветви Винг Чунь, с уважением и благодарностью вспоминают Ип Мана. И хотя при жизни он не имел официальных титулов, сегодня его называют патриархом, или великим мастером Винг Чунь. Ведь благодаря Ип Ману стиль Кунг Фу Винг Чунь распространился и стал популярным. Именно он впервые отказался от закрытой клановой системы передачи знаний и стал брать учеников, оценивая их способности и не придавая значения родственным или дружеским связям. В результате Винг Чунь стал чрезвычайно популярен не только в Гонконге, но и в мире. Особенный всплеск интереса к Кунг Фу произошел в Европе и Америке в 70-е годы XX века, когда на экраны стали выходить кинофильмы с участием Брюса Ли, одного из учеников Ип Мана. До этого западному миру были больше известны японские боевые искусства. Ип Ман и Брюс Ли встретились в Гонконге, когда Брюс учился в колледже Святого Франциска. Отец Брюса был земляком и большим другом Ип Мана. Близкие отношения между ними повлияли на то, что Брюс стилем своей жизни выбрал боевое искусство. В конце третьего года обучения Брюс вынужден был оставить Гонконг, чтобы продолжить образование в США. Перед расставанием Ип Ман напомнил Брюсу, что китайский Кунг Фу 
– одно из тайных искусств Китая, которое китайцы используют для самозащиты и поддержания здоровья, и эти приемы не должны быть доступны иностранцам (так считали все старые мастера Кунг Фу). Брюс Ли обещал помнить это, но приехав в США, он открыл школу и стал обучать иностранных студентов Винг Чунь, чем очень огорчил своего учителя. 


К сожалению, в самом Китае после культурной революции традиционные боевые искусства оказались в опале, многие мастера подверглись гонениям.

Сегодня Винг Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов. Изучив их, он затем может оценивать правильность исполнения и пригодность той или иной техники. При этом теория Винг Чунь формулируется в понятных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Надо сказать, что в начале XX века в Винг Чунь, как и в других стилях китайского Кунг Фу, преобладала эзотерическая терминология, многие движения подражали повадкам животных. Благодаря Ип Ману современная система Винг Чунь стала стройной, очищенной от религиозно-мистических и «звериных» элементов и понятной всем, кто не знаком ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками местных животных.

Незадолго до кончины Ип Ман решил создать ассоциацию, которая бы объединила его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг кажется естественным, а в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Винг Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, которая ставила задачу распространять и развивать боевое искусство. Ассоциация давно превратилась в международную, и количество ее участников постоянно растет.

ip_man_2.jpgСегодня существует много версий популярной легенды о возникновении стиля Винг Чунь. Они отличаются в деталях, но совпадают в ключевых моментах. Источником знания многие исследователи называют монастырь Южный Шаолинь — не тот, что просуществовал до XX-го века, а его монастырь-побратим, который находился в провинции Фуцзянь (его разрушили манчжурские правители Китая в XVII или в XVIII веке). В основе системы Винг Чунь лежит бой двух животных: журавля и змеи. К тому же считается, что изначально у истоков стиля были две женщины: монахиня и ее ученица, простая деревенская девушка, по имени которой и назван стиль Винг Чунь.

Сохранилась рукописная запись Ип Мана этой легенды. На первый взгляд текст кажется сжатым пересказом версий, с живописными подробностями, но вот что интересно: никаких более ранних изложений этой легенды не существует! Трудно определить, в какой мере Ип Ман опирался на сведения, полученные им от первого учителя Чан Ва Шуня, а в какой – дополнил собственной фантазией. Но именно он изложил легенду в виде короткого связного рассказа и умело стилизовал его по существующим канонам. В результате его версия происхождения стиля была безоговорочно принята последователями Винг Чунь, а затем стала обрастать дополнительными подробностями. 


Несмотря на постоянные попытки разобраться в исторических корнях Кунг Фу Винг Чунь, легенда, изложенная Ип Манном, до сих пор остается не подтвержденной, но и не опровергнутой – как и все, что имеет отношение к мифическому монастырю Южный Шаолинь. В Интернете можно встретить различные варианты легенды, выдаваемые за подлинную историю Винг Чунь, при этом текст Ип Мана, как правило, не упоминается.



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!