Работа над Чи Сао

Одним из наиболее ценных инструментов Винг Чунь и Джит Кун До является комплекс упражнений, известных как упражнение на энергию/чувствительность. Выполнение данных упражнений очень ценно тем, что помогает натренировать хороший контактный рефлекс, который проявляется в высокоразвитых нервно-мышечных навыках.

Вы учитесь реагировать на рефлекторном уровне на любой импульс, посылаемый от оппонента. Это значительно улучшает ваши навыки захвата рук, что очень помогает, «когда нужно прилипнуть». Другими словами, вы научитесь чувствовать момент, когда именно использовать ту или иную технику захвата, и куда перемещаться потом. Вы должны быть в состоянии ощутить энергию, исходящую от наступательных или оборонительных движений оппонента, и, постоянно практикуя эти приемы, ваша чувствительность улучшится до уровня, о котором вы и подумать никогда бы не могли, и максимальная экономичность структуры будет достигнута. Если вы почувствуете энергию, то вы можете ответить на соответствующее наступательное или оборонительное движение без затраты каких-либо лишних движений или энергии.

Наиболее важным из этих упражнений является техника Чи Сао или Двуручные липкие руки. Чи Сао учит реагировать на круговую энергию, или энергию, которая движется по изогнутой линии, а также на прямую энергию.

Работая над техникой Чи Сао, партнеры стоят в стойках напротив друг друга. Они сцепляют обе руки в запястье, защищая свою центральную линию. Другими словами, правая рука партнера «А» сцеплена с левой рукой партнера «Б», и наоборот. С этой позиции партнеры прокручивают свои руки по кругу. Каждая сцепленная рука отвечает за выполнение половины круга.

На начальном уровне Чи Сао, по мере поворота рук по кругу, правая рука переходит из Тан Сао (ладонь смотрит вверх) в положение Бон Сао (локоть по воздуху поднимаемся вверх). Левая рука выполняет блок Фук Сао (согнутое запястье) по всей территории вращения и завершает вторую половину круга.

Позиция рук постоянно меняется, так как левая рука делает переход из Тан Сао в Бон Сао, а правая рука выполняет Фук Сао по полукругу. Один партнер также может двумя руками выполнять блок Фук Сао, а другой партнер выполнять переход из Тан Сао в Бон Сао. Хотя это и может показаться довольно легко, но это совсем не так.

Вращая руки по полукругу в запястьях все время должен сохраняться контакт. Там также должно присутствовать легкое давление вперед, исходящее от каждого партнера. Еще одним важным фактором является то, что локти должны находиться на таком расстоянии от тела, чтобы в любой момент времени они могли свободно перемещаться, не соприкасаясь с телом. Локти – это ключевая защита центральной защиты. Если они отведены в стороны или соприкасаются с телом, они не смогут защитить центральную линию.

Есть несколько важных вещей, которые нужно помнить, выполняя прокручивание с партнером. Нельзя ослаблять давление на партнера, выполняющего переход с Бон Сао в Тан Сао с вашим Фук Сао. Любое давление, что исходит от вас, должно быть направлено прямо в центр вашего партнера. Не теряйте контакт в запястье во время крутящих движений, причем ваши руки должны оставаться расслабленным. Будьте уверены, что заканчиваете каждое вращение рук по полукругу правильно, из оборонительной позиции в нужное время в течение вращения руками.

Правильно выбранная оборонительная позиция и защита центральной линии не позволит образоваться "трещине" в вашей обороне, которая пропустит удары вашего партнера. Попробуйте чувствовать даже малейшее изменение положения или давления во время вращения рук. Подобно воде, которая проходит через мельчайшие трещинки в камне, вы тоже должны искать ослабление в защите партнера, чтобы нанести удар. Всегда помните поговорку: «Как только пропал контакт ­­­­­– БЕЙ!»

После того, как вы освоите эти тонкости и сможете так же легко выполнять полукруговые движения руками с вашим партнером, то можете считать, что вы готовы к тому, чтобы начать учиться нападениям и защите в движении. Начинайте с простых ударов ладонью в грудь, и пытайтесь ударить именно в центральную линию оппонента. Убедитесь, что ваш круг не слишком большой, иначе вы оба постоянно будете пропускать удары друг друга. Если круг слишком мал, у вас никогда не получиться ударить друг друга. Я считаю, круг размером с волейбольный мяч – идеальный. Когда ваш партнер попытается вас ударить, попробуйте перенаправить его энергию раньше, чем его удар вас достигнет, используя экономные оборонительные движения (Тан Сао, Фук Сao и Бон Сао).

Как только вы научитесь хорошо защищаться от ударов ладонью, вы можете начать наносить неожиданные атаки при работе над Чи Сао. Начните с простых ударов, таких как Джут Сao (резкая рука) с позиции Фук Сао и внутренний Лап Сao (захватить и потянуть руку) с позиции Бонг Сао. Потом добавьте Гарн Сao (пришпиливающая рука), исходящие от руки, выполняющей Фук Сао и Хуен Сао/Гарн Сао (рука движется по кругу / пришпиливающая рука)с вашей позиции Тан Сао. Затем вы можете добавить Лап Сао (захват руки) с обеих сторон и Тан Сао / Пак Сao (шлепок рукой) с обеих сторон. Это поможет сформировать базу для ваших движений захвата во время работы над Чи Сао. В данной технике ваши возможности безграничны, потому что вы развиваете свои навыки и учитесь управлять своей энергией и внутренним состоянием.

Ваши навыки, в конечном итоге, улучшаться до такого уровня, что вы сможете практиковаться с завязанными глазами (или просто с закрытыми глазами). На этом уровне вы атакуете, защищаетесь, контратакуете, применяя высокий уровень мастерства, даже не видя своего партнера при этом.

На Международном Турнире Эдда Паркера в Лонг-Бич в 1967 году, Брюс Ли со своим партнером Таки Кимура продемонстрировал свое мастерство в Чи Сао. Большинство зрителей никогда раньше не видело ничего подобного, и они были в полном восторге от того, что увидели. В то время, Винг Чунь не был особенно популярен, поэтому многие не знали ничего или почти ничего о технике Чи Сао.

В этой статье я описываю, как мы делаем Чи Сао в Джит Кун До, но, основываясь на моем личном опыте практика Винг Чунь, могу сказать, что нет такой уж большой разницы, между этими двумя единоборствами. Очередное доказательство того, что Винг Чунь и Джит Кун До связаны между собой и еще я думаю, что без базовой техники Винг Чунь, Брюс Ли не освоил бы Джит Кун До так мастерски.

 

Автор: Ламар М. Дэйвис ІІ

Перевод: Инна Карпенко

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 10

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!