Тренировка на Деревянном манекене

Один из наиболее ценных инструментов для практикующих винг чунь кунг фу и джит кун до – «мук джонг» или деревянный манекен. У Брюса Ли, например, было несколько деревянных манекенов, начиная с обычного манекена винг чунь до построенного по индивидуальному заказу манекена, разработанного одним из его студентов, Хербом Джексоном.

Все эти деревянные манекены состоят из туловища, трех рук и ноги. Туловище манекена соответствует туловищу и голове оппонента. Две верхние руки представляют правую или левую верхние линии атаки или защиты оппонента. Средняя рука представляет нижний уровень атаки или защиты оппонента. Нога представляет ведущую ногу оппонента.

В системе винг чунь обучают форме со 108 (116) движениями на манекене. В джит кун до практикующие предпочитают работать на деревянном манекене в свободном стиле. У обоих тренировочных методов есть свои преимущества, и лично я знаком с несколькими практикующими джит кун до, которые изучили форму винг чунь и ежедневно ее практикуют. Важный нюанс при этом – сохранить поток непрерывности и естественности движений с акцентом на экономичность структуры атаки и защиты.

Лично я тренируюсь с деревянным манекеном вот уже более 30 лет. И нахожу его едва ли не самым эффективным тренировочным снарядом, который у меня есть. Это партнер, который всегда рядом со мной, готовый к тренировкам, когда готов я. Я часто просыпался посреди ночи для быстрой тренировочной сессии с манекеном. Достаточно легко потеряться в течении движений и неизвестно, что в итоге получится из этой тренировочной сессии.

Наиболее важный аспект тренировки с деревянным манекеном – это максимально приблизить движения к тому, что бы вы делали в реальном поединке. С целью получения максимального эффекта от своих действий, необходимо использовать воображение. Разумеется, деревянный манекен не может двигаться и уж тем более атаковать вас, поэтому необходимо использовать свое воображение и поставить себя в необходимую позицию, «чтоб все случилось».

Некоторые используют деревянный манекен для закалки рук для улучшения удара. Это один из вариантов использования, который не является прямым назначением манекена. Большинство знакомых мне практикующих винг чунь неодобрительно относятся к такому использованию деревянного манекена. По большому счету это напрасное использование деревянного манекена, если посмотреть на это с точки зрения того, для чего он на самом деле предназначен. Он предназначен для оттачивания наших движений, развития экономичности структуры и минимизации необходимых действий для завершения поставленного задания.

Многие практикующие винг чунь и джит кун-до работают над оптимизацией своей структуры (по крайней мере, следовало бы работать над этим). В джит кун-до у нас есть выражение: напрасное движение – трата энергии! Сохраняй энергию для нападения! Большинство знакомых мне практикующих винг чунь согласны с этим утверждением.

В последнее время возникало много споров относительно того, работают ли захваты и применимы ли они в реальных условиях боя. Я открыл для себя, что большинство людей, утверждающих что захваты не работают, не посвятили этому вопросу достаточно времени и усилий. Следовательно, не понимают, как их применить в реальной ситуации. А я знаю, что захваты рыботают, так как я успешно использовал их для нейтрализации оппонента в условиях реального физического конфликта.

Я обучаю особенной формуле, чтоб сделать захваты практически применимыми в реальном бою. Элементы этой формулы предельно просты и от отсутствия хотя бы одного из них пострадает вся структура захвата. Этими элементами являются: упражнения на ориентир захвата, тренинг энергии/чувствительности, работа с деревянным манекеном, тестирование давления.

Упражнения на ориентир захватов обучает механике того «как» выполняются захваты. Ориентир захвата – это точка первого контакта, где создается мост с энергией оппонента. Много внимания следует уделить работе со всевозможных точек соприкосновения, как в верхней части, так и в нижней, на одну руку и на две.

Как только Вы стали более опытными в работе с различными точками контакта, добавляйте различные защитные маневры оппонента и работу над тем, как реагировать на эти движения соответствующим захватом. Другие элементы тоже проявятся во время такой работы, но мы поговорим о них в следующий раз.

Тренировка чувствительности дает понимание «когда» необходимо производить захват. Другими словами, когда лучше всего использовать захват и куда двигаться дальше. Наиболее известное из таких тренировочных упражнений – это Суенг Чи Сао (упражнение «липкие руки» для двух рук). Не смотря на существование многих других упражнений в обоих системах, как винг чунь, так и джит кун-до, двухручное чи-сао наиболее важное из них. Вы должны научиться ощущать энергию, идущую от защитного или нападающего движения оппонента, и именно это упражнение обучает этому. Если Вы можете почувствовать энергию, то сможете подобающим образом ответить на нее с помощью защитного или нападающего движения.

Последовательные тренировки на деревянном манекене улучшают Вашу структуру. Это добавляет экономию Вашим захватам. Упущенное движение в захвате означает увеличение времени захвата и уменьшает вероятность его успеха. Ваши захваты должны быть плавными и экономными. Тренировка на деревянном манекене это именно то, что поможет сделать их такими. Все возможные захватывающие движения, как простые, так и продвинутые, можно отрабатывать с помощью деревянного манекена. Просто помните про необходимость использовать свое воображение.

Тест на давление это отработка живых сценариев, чтоб быть готовым ко всему. Вам все время необходимо ожидать самое неожиданное, другими словами, быть готовым ко всему, что может случиться. Благодаря должному уровню тестирования давления, Вы учитесь эффективно реагировать на все, что угодно, что значительно повышает шансы использования захватов в реальной жизни.

В жестком джит кун-до у нас есть выражение: «если Вы были там однажды, Вы сможете там побывать еще раз». Регулярные и продолжительные тренировки на деревянном манекене способствуют нахождению своего пути.  

 

Автор: Ламар М. Дейвис ІІ

Переводчик: Лысенко Артем

Редактор: Михайлова Ирина

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 9

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!