Шаг в нужном направлении

Мы все знаем, как это скучно повторять упражнение снова и снова. Тем не менее, ни один живущий ныне боец не станет оспаривать важность приобретения навыков работы ног. Независимо от того, насколько быстро или мощно вы бьете рукой или ногой, без правильной работы ногами любая ударная техника будет бесполезна, если удар не достигнет своей цели.

Даже более значимой является способность избежать атаки оппонента, при этом оставаясь в выигрышной позиции. Соответственно, работа ног, не зависимо от того, насколько она утомительна, является навыком, который необходимо практиковать постоянно и должным образом.

Работа ног требует не только постоянной практики и совершенствования, но и сама практика должна быть структурно продуманной и построенной на логичных принципах, целью которых является эффективность в реальных условиях. В то время как большая часть схем работы ног, которые практикуются многими боевыми искусствами, может работать лишь при относительной безопасности во время тренировок, при показательных выступлениях или заранее обусловленных демонстрациях. Когда же дело доходит до «реалий жизни», к сожалению, многие методы работы ногами себя не оправдывают. Работа ног в системе винг чунь кунг фу разработана с целью применения в условиях реального боя.

Что делает этот вид работы ногами таким эффективным? Говоря простым языком, работа ногами придерживается трех основных принципов системы винг чунь, в частности: она ПРОСТАЯ, ПРЯМАЯ и ЭФФЕКТИВНАЯ. Она проста, так как система работы ног в винг чунь базируется полностью на одной стойке (Yi Ji Kim Yeung Ma) или «стойке наездника», а вариации этой стойки происходят естественно от структуры базовой позиции. Она прямая, так как предполагает использование кратчайшей дистанции между атакующим и защищающимся, без лишних движений.

В конце концов, система работы ног в винг чунь эффективна потому, что предполагает незначительные изменения в позиции, чтобы сохранить кратчайшую дистанцию с нападающим (предпочтительное боевое расстояние в винг чунь и наиболее распространенная дистанция в драке на улице). Это позволяет максимизировать контроль над своим оппонентом, а также сократить время, доступное оппоненту, для попытки выполнения ответных действий. Система эффективна еще и потому, что предоставляет мощную основу, из которой может быть выработана максимальная сила, при задействовании минимальных усилий. При этом не требуется жертвовать балансом и целостностью стойки и создавать условия для естественной реакции на неожиданные изменения ситуации.

Если классифицировать различные формы работы ногами в системе, можно сказать, что все схемы работы ногами в винг чунь происходят от базовой стойки, и имеют 5 дополнительных вариаций. Для лучшего понимания того, как работа ног применяется в реальной ситуации боя, необходимо рассмотреть каждую из этих пяти опций и их выполнение и применение. Для начала рассмотрим базовую стойку наездника для того, чтобы полностью оценить ее структуру и основополагающее влияние на работу ног в системе винг чунь.

При правильной постановке, у Вас получится сбалансированная стойка, без доминирования позиции одной ноги над другой, позволяющая одновременно нагружать и тренировать обе ноги (переднюю и заднюю часть ног) в «треугольной продвинутой стойке» (Saam Gok Ma). Кстати говоря, угол обеих стоп одинаков, как если бы любая нога располагалась так, чтобы позволить начать движение вперед или назад с лево-/правосторонней боковой стойки. «Стойка наездника» умышленно нестабильна, так чтоб при применении силы она естественным образом «разрушалась» в более удобную позицию. Следовательно, практик винг чунь учится не стоять как вкопанный, а использовать энергию оппонента для построения более выгодной позиции. Но об этом чуть позже.

Создание стойки для наступления или отступления может строиться поворотом вправо / влево, используя пятки за основу вращения. Движение теперь может быть достигнуто с помощью перемещения на несколько дюймов вперед ведущей ногой (которая не скользит по полу, а отрывается от него). После этого тело движется вперед благодаря повороту бедер (поясница подтянута), что позволяет второй ноге подвинуть тело в направлении ведущей стопы. Это действие во многом напоминает движение автомобиля с задним приводом, в котором ведущие колеса направляют, а задние – дают энергию для движения.

Описанный выше метод позволяет понять связь между «стойкой пастуха» (Yi Ji Kim Yeung Ma) и продвинутой треугольной стойкой (Saam Gok Ma), но не передает самый практический способ ее применения – только лучший способ изучения и отработки в нейтральной ситуации. Так как нас больше всего волнует применение стойки в боевой ситуации, очень важным аспектом является способность быть в состоянии перейти в наступающую или отступающую позицию сразу из нейтральной стойки.

Это дает представление о первых двух из пяти возможных опций: продвижение вперед (Seung Ma) и отход назад (Hau Ma), оба варианта возможны как с нейтральной стойки, так и любой другой. Seung Ma, в основном, используется для атаки, в то время как Hau Ma, не смотря на то, что это может быть не самый удачный выбор в ответ на входящую атаку, используется как изначальная реакция до выбора более эффективного варианта действий.

В соответствии с ранее сказанным, сейчас подходящий момент вспомнить, что часто есть необходимость использовать защитную работу ног. Это как раз та область, где методы перемещений стиля винг чунь превосходят методы других стилей. В отсутствии подходящей терминологии, здесь будет использоваться название техники «уход в сторону» “Side-Stepping” (в кантонском наречии используется термин Tui Ma, или «Толкающий Шаг», но об этом позже).

На начальном уровне, «уход в сторону» механически в точности та же самая работа ногами, описанная выше. Это «стойка пастуха» модифицированная до формы «Треугольная продвинутая стойка», но с измененными направлением и углами движения, чтобы соответствовать ситуации.

Это следующие ситуации: (а) необходимо передвинуться таким образом, чтобы избежать прямой встречи с атакующей силой, но (б) все же остаться достаточно близко, чтобы ответить эффективной контратакой. Также необходимо иметь возможность делать все движения одновременно: выводить атакующего из баланса, когда он выполняет движение и перехватывать инициативу, что позволяет с легкостью перевернуть ситуацию с ног на голову.

Для понимания и развития этих способностей необходимо представить себя стоящим в центре огромного циферблата, лицом к позиции «12 часов». Представляем, что атакующий передвигается с позиции «12 часов» по направлению к позиции «6 часов». Он снесет вас с собой, если вы останетесь стоять на месте. Здесь следует упомянуть, что не имеет значения, какого рода атака иметься в виду (атака рукой, ногой, прямая или круговая). Факт заключается в том, что оппонент подвергается действию законов природы: центр массы должен двигаться по прямой линии (только участники Пекинской Оперы атакуют на бегу извилистыми линиями!) По этой причине, обязательно всегда располагаться лицом к линии атаки (к телу атакующего), таким образом, чтоб максимально усилить контрудар.

Таким образом, поворачиваясь боком к атаке или совсем отворачиваясь от нее, вы уменьшаете свои шансы увидеть ее, и тем более, контратаковать. Очевидно, отходить назад по прямой линии вам не поможет, а только отсрочит неизбежное – вас все равно догонят. Прыжок влево или вправо тоже рисковая затея, поскольку вас могут достать, хотя бы частично. Кроме того, оппонент может поменять направление своей атаки быстрее чем вы заблокируете удар.

Как же винг чунь отвечает на такую ситуацию? Двигайтесь вместе с атакой одновременно и назад, и слегка в сторону на угол, приблизительно в «5 часов» или «7 часов», поворачивая бедра назад и вовнутрь по направлению к атакующему. Простой способ понять, что задействовано в таком движении: правая стопа всегда двигается направо («5 часов»), левая стопа – всегда двигается влево («7 часов»). Это позволяет тому, кто защищается, встретить атакующего оппонента таким образом, чтоб быть в состоянии контролировать и атаковать двумя руками одновременно, таким образом заманивая его в ловушку, созданную работой ног, в то время как сохраняется баланс и целостность стойки.

Автор: Дэвид Питерсон

Перевод: Артем Лысенко

Редактор: Ирина Михайлова

Источник: Винг чунь Иллюстрейтед, выпуск 8

 


Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!