«Юные идеи»… не маленькие мысли!

Традиционно, Винг Чунь начинается с изучения   формы Сиу Лим Тау. Поскольку она является первой из форм Винг Чунь, многие ошибочно полагают, что, как и в других системах, это означает что это «базовая» форма, которая содержит простые техники и  идеи, которые впоследствии будут вытеснены более «продвинутыми» формами. Но ничто не может быть дальше от истины!

Частично это заблуждение возникло из-за общепринятого перевода названия формы на английский язык. Обычно оно переводится как  «Начальная идея» или «Маленькие мысли», что создает впечатление того, что Сиу Лим Тао является менее значительной частью системы, чем она есть на самом деле. Однако более точным был бы перевод «Юная идея», которым предпочитал пользоваться покойный Сифу Вонг Шун Льенг.

 Он рассуждал следующим образом: Сиу Лим Тао для Винг Чунь то же что и взращивание растения или воспитание ребенка. Если должным образом ухаживать, поливать, додкармливать и защищать, или - в случае с ребенком – одевать, любить и правильно обучать, их может ждать великое будущее. Растение может стать могучим деревом, величественно возвышающимся в лесу, а ребенок  в свою очередь – образованным и позитивным членом общества, который, возможно, оставит после себя великое наследие.

Таким образом, форма Сиу Лим Тао, если ее должным образом изучать, практиковать, понимать и впоследствии применять на практике, может дать нам возможность достичь невероятных уровней мастерства Винг Чунь, а также передать даже больше следующему поколению. Сифу Вонг также сравнивал форму с алфавитом, поскольку она содержит все буквы «языка» Винг Чунь, с помощью которых мы сможем впоследствии «говорить» т.е. использовать систему. Для него Сиу Лим Тао содержала буквы и простейшую грамматику, Чам Киу – простые слова и фразы, а через практику Чи Сао и других упражнений мы учились «разговаривать», «общаться» с нашим оппонентом.

Следуя этой логике, Мук Янг Джонг показывает нам способы исправить ошибки в употреблении языка, в то время как Бил Джи снабжает нас навыками «ясного мышления», чтобы мы могли видеть вне ограничений системы. Другими словами Бил Джи показывает как «заглянуть за указующий палец» и увидеть, как можно выразить себя более свободно и спонтанно находясь под значительным давлением. Такой образ мышления находит отклик в моем изучении системы и вдохновляет меня как бывшего учителя языка.

Таким образом, если мы начнем воспринимать Сиу Лим Тао как «Юную идею», а не как «маленькую мысль» мы сможем оценить ее как потенциально НАИБОЛЕЕ ВАЖНУЮ часть системы, без которой у нас не было бы шанса развить что-либо  из того, что следует за ней. Лично я рассматриваю форму Сиу Лим Тао скорее не как уровень «новичка/белого пояса» системы, а как уровень «черного пояса» Винг Чунь!

Если рассматривать форму в порядке ее изучения, первое что мы  видим – это базовая тренировочная стойка – Yi Ji Kim Yeung Ma (стойка «Два сцепившихся козла»), которая является производной для ЛЮБОЙ работы ног в Винг Чунь, включая удары! Таким образом, каждый раз делая форму, мы вынуждены работать в наилучшей и наиболее сбалансированной тренировочной стойке, которая готовит нас к любой работе ног, которую мы когда-либо будем изучать или использовать. Идеально сбалансированная не отдающая предпочтение одной из сторон тела, она позволяет нам найти самую благоприятную позицию и структуру, а также обеспечивает устойчивую и подвижную основу, из которой можно двигаться в ЛЮБОМ направлении.

Сразу после формирования базовой стойки, мы обозначаем две очень важные концепции: Вертикальную центральную линию, которую мы стремимся защищать любой ценой, и Горизонтальную центральную линию, которая представляет собой кратчайшую линию по направлению к оппоненту, а значит, является предпочтительной для атаки.

В то же время, мы знакомимся с Хуэн Сао (вращение запястья), которое появляется снова и снова в Винг Чунь. Это движение имеет тройное назначение:

- укрепить запястье и предплечье для подготовки к столкновению;

- развить запястье, чтобы  сила на близких дистанциях извлекалась  с меньшим усилием;

- научиться использовать круговые движения для перенаправления силы и перемещения изнутри наружу и наоборот из невыгодной позиции.

Далее следует первая из трех частей формы, которую обычно называют «медленной частью». По-моему, это самая важная часть формы поскольку она закладывает фундамент для всех концепций, которые важны для эффективности Винг Чунь. Поэтому, я предпочитаю рассматривать ее как «СТРУКТУРНУЮ» часть формы. Почему? Потому что она обеспечивает нас наиболее эффективными биомеханическими структурами, позволяющими естественно и эффективно раскрыть концепцию Lat Sau Jik Chung (“сила разжимающейся пружины ”).

Это выражение безусловно происходить из принципа Wing Chun Kuen Kuit: Loi Lau, Hoi Song; Lat Sau Jik Chung («Перехватывай, что приходит, следуй за тем, что уходит; атакуй без колебаний как только исчезает препятствие»). Ни одна другая фраза не резюмирует Винг Чунь так эффективно как эта и ни одна другая часть, ни одной из форм не готовит нас к развитию этой  концепции на практике более эффективно.

Таким образом, регулярное и медленное выполнение этой части формы необходимо  каждому практику Винг Чунь независимо от того, насколько «продвинутым» он является, если он хочет развивать свою структуру самым идеальным образом и практиковаться на оптимальном уровне. Неважно как долго вы практикуете Винг Чунь, вы все равно можете извлечь выгоду из регулярного и правильного выполнения Сиу Лим Тао. В подтверждение этому известно, что покойный СиГонг Ип Ман ежедневно практиковал Сиу Лим Тао вплоть до самой своей смерти. Этого должно быть достаточно, чтобы убедить каждого приверженца системы  в важности этой части формы.

В дополнение к правильной биомеханической структуре, первая часть формы указывает на то что, в сущности, является самыми важными и полезными техниками и концепциями системы: Тан Сао («разделяющая рука»), Фук Сао («подчиняющая рука») и Ву Сао («охраняющая рука»). Тот факт, что в первой части формы выполняется три Фук Сао и только одно Тан Сао для каждой руки содержит в себе идею, которая если ее оценить должным образом, может значительно улучшить понимание и усовершенствовать применение системы.

Взаимодействие этих трех движений формирует основу практически любого действия руками в системе. Тан Сао фактически учит нас защищать внешнюю границу, в то время как Фук Сао показывает как защитить внутреннюю линию. Ву Сао представляет собой введение в концепцию поглощения наступающей силы и Jie Lik (“похищение силы”), а также является неотъемлемой частью развития других концепций касающихся работы рук И ног. Все три элемента учат нас использовать стойку для того, чтобы получать и поглощать силу.

Однако важнее всего в этой части формы то, что она выполняется МЕДЛЕННО с сознательной попыткой РАССЛАБИТЬСЯ. Большинство практикующих выполняют форму слишком быстро, делая акцент на силе и напряжении – это в корне неверно!

Весь смысл формы, и в частности этой ее части, состоит в том, чтобы пересмотреть свое представление о поединке и «перепрограммировать» соответствующим образом разум и тело. Таким образом, нас побуждают РАССЛАБИТЬ как можно больше мышц и групп мышц, «сесть» в стойке с тем, чтобы опустить центр тяжести и научиться использовать «мягкость» для преодоления наступающей силы.

Следующая вторая часть формы представляет нам идеи касающиеся восстановления контроля над центральной линией, а также Cniu Ying (“поворот лицом к лицу”), чтобы мы могли не только защитить свой центр, но и захватить путь к центру оппонента. Таким образом, я называю эту часть формы «ВОСТАННАВЛИВАЮЩЕЙ» секцией, посредством которой нам показывают простые способы восстановления наиболее благоприятной позиции в случае потери структуры, если вас схватили, прижали к чему-то, обездвижили руки, заключили в «медвежьи объятья»  и т.д.

Однако многие не осознают истинную природу того, что эта часть может предложить, потому что как и в случае со всей формой здесь нет перемещений, а лишь движения руками. Это сделано намерено с тем, чтобы практикующий мог сохранять «прямогугольность» стойки в любых условия, одновременно двигаясь и используя в равной мере обе стороны тела. Как только усвоена Сиу Лим Тао, те же концепции развиваются дальше в форме Чам Киу, которая содержит перемещения. Эта форма учит нас концепции Jui Ying (преследования).

И, наконец, третья часть формы наряду с идеями и движениями, представленными ранее, дает нам несколько новых, таких как Бонг Сао и Ган Сао. Задачей этой части формы является развитие способности выполнять одной рукой/кистью руки несколько задач. Поэтому, эту часть я называю «КООРДИНАЦИОНННОЙ», поскольку она требует намного больше  контроля над своими конечностями, нежели две предыдущие части. В ней содержатся  разновидности концепций из первой части. В частности это применение Тан Сао и Фук Сао и мы начинаем видеть, как они адаптируются к реальным ситуациям и линиям атаки.

После знакомства со вторым типом Джам Сао (опускающаяся рука) и Бонг Сао (отклонение предплечьем) в этой части формы мы получаем последние ключевые элементы необходимые для практики Дан Чи Сао (одноручное Чи Сао) вместе с остальными «кусочками головоломки», которые были представлены нам в начале формы. Также в самом конце формы содержится первичный инструмент для атаки в Винг Чунь  - Yat Ji Jik Kuen (“прямой удар”) в его естественной свободно-текущей форме.

После такого далеко не исчерпывающего анализа формы, я надеюсь, читатель сможет понять, что Сиу Лим Тао это намного больше, чем кажется на первый взгляд. Удачи во взращивании и развитии вашей «Юной идеи» во что-то действительно величественное!

Автор: Дэвид Питерсон

Перевод: Елена Луценко

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 6

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!