Деревянный манекен – НЕ для чайников

Простым, но, в то же время, очень важным фактом является то, что довольно мало людей, практикующих винг чунь, в действительности понимают суть формы деревянного манекена: ее принципы и применение нельзя рассматривать лишь в терминах черного и белого.

Деревянный манекен (Мук Ян Джонг)  – это сложный, многосторонний тренировочный инструмент, имеющий множество нюансов, а главным требованием к работе с ним является наличие хорошего воображения для практического раскрытия всего потенциала, который содержится в нем. Это инструмент, который может предложить очень многое тем, кто практикует данную систему, но для большинства он так никогда и не открывает все свои возможности, поскольку для этого требуется очень специфический образ мышления. Деревянный манекен НЕ предназначен для «чайников»!

Один из наиболее уважаемых учителей-новаторов в Винг Чунь последних лет, Сифу Вонг Шун Ленг, считал, что самым важным аспектом Деревянного манекена для практикующего Винг Чунь является необходимость понимания того, чем форма Манекена НЕ является: это НЕ инструмент для улучшения физической формы; это НЕ упражнения для практики Чи Сао и НЕ замена тренировке с живым партнером; она также НЕ должна восприниматься как набор строгих, неизменных последовательностей движений, которые механически применяются в бою. Такое отношение к изучению и/или практическому применению формы приводит к плачевным последствиям, поскольку это создает мнимое ощущение знания своего противника и ведет к тому, что практикующий Винг Чунь может оказаться в ситуации, которой чрезвычайно трудно избежать или исправить.

В этой статье рассказывается об истинной природе формы Деревянного манекена и о том, чему они В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ учит нас. В основном, это – средство обучения базовому навыку ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК. Форма не предназначены для того, чтобы учиться быть непобедимым, иметь недюжинную силу или неотразимые удары. Ее предназначение в том, чтобы дать нам все возможные средства для преодоления нашего злейшего врага – нашей человеческой способности делать ошибки. Независимо от нашего мнения об уровне своих знаний и умений мы все совершаем ошибки. В бою любая ошибка может привести к поражению, если у нас нет эффективного средства ее исправления. Это и есть цель формы Деревянного манекена – показывать нам наши типичные ошибки, а затем программировать нашу нервную систему на поиск оптимальных решений и выработку навыков исправления наших ошибок.

К тому же, эта форма усиливает и тренирует навыки и умения использовать принципы, заложенные в трех основных формах (Сил Лим Тао, Чам Киу и Бил Джи), а также она развивает и совершенствует такие показатели, как чувство дистанции, скорость, удары ногами, развитие силы, перемещение и координация. Большая часть элементов, которые содержатся в первой половине формы (приблизительно 60 движений) использует принципы и навыки Сил Лим Тао и Чам Киу. По мере нашего продвижения в изучении второй половины формы нам предлагаются более «необычные» и специфические идеи, которые во многих случаях более соответствуют форме Бил Джи, хотя и не ограничиваются ею.

Форма Деревянного манекена содержит несколько вариаций базовой техники ударов ногами Вин-Чун (до этого в форме Чам Киу были введены только Данг Джеук (восходящий удар пяткой) и Ваанг Джеук (горизонтальный/боковой удар ногой)), тем самым расширяя арсенал и возможности ученика Винг Чунь в отношении использования ног для атаки и защиты. Интересно, что все эти движения считаются «джеук» (т.е. «удары ногами») за исключением одного движения, которое называется «туи» или «движение ногой». Все это потому, что четыре удара «джеук» предназначены для атаки, в то время как «туи» считается средством экстренной защиты, а не элементом нападения.

Что касается цифр, то в течение многих лет ведутся споры по поводу того, из скольких технических элементов состоит форма. Некоторые настаивают на том, что их 108, другие говорят – 116, в то время как для кого-то их даже больше. Каждый лагерь приводит свои аргументы, которые в большинстве своем являются обычной выдумкой или слухами. По существу, количество технических элементов в действительности НЕ является таким уж важным вопросом. Говорят, что Сифу Вонг любил повторять, что следует посвящать время отработке боевых навыков, а не математическим подсчетам. Таким образом, не только количество элементов в какой либо последовательности (которых, если считать каждое отдельное движение, насчитывается около 180!), но и их порядок не столь важны, конечно же, если вы не пропустите ни одного элемента. К тому же, внесение некоторых вариаций в пределах заданной последовательности или во время практического применения навыков является вполне нормальным явлением, если принимаются во внимание все базовые принципы системы, а также ее логика и реальность.

Наиболее важным аспектом Деревянного манекена является то, что это – всего лишь тренировочный инструмент, простой по своей конструкции (деревянный ствол с тремя «руками» на разных уровнях, каждая из которых может представлять как левую, так и правую руку с внутренней и внешней стороны; при этом средняя рука также представляет удар ногой в средний уровень, а единственная «нога» выступает вперед), который монтируется таким образом, что он не способен сдвинуться с места более, чем на несколько дюймов в любом направлении. Поэтому именно практикующему Винг Чунь приходится двигаться вокруг Манекена, в то время как в реальной жизни противник может двигаться так, как он захочет. Поэтому множество действий, а также их направление и угол движения во время выполнения формы НЕ соответствуют тому, как эти же действия будут выполняться в реальном поединке.

Поэтому очень важно иметь живое воображение и использовать его во время тренировки, представляя то, чего не происходит на самом деле: движение или отсутствие движения рук противника, случаи, когда одна рука манекена выполняет функции двух, а также множество других возможностей. В этом случае Деревянный манекен действительно оживает, являя собой тренировочный снаряд, возможности которого выходят далеко за пределы его простой конструкции.

Ключевым моментом для извлечения максимальной пользы из этого снаряда является медленное выполнение, при котором одинаковое значение и одинаковое внимание уделяется каждому движению, проверяется каждый угол и точность выполнения каждого технического элемента, а также изучается наилучший способ использования структуры собственного тела для выработки гибкого, взрывного усилия, которого можно достичь без перенапряжения тела. Необходимо прочувствовать каждое движение и убедиться, что оно происходит текуче и естественно от начала и до конца.

Невозможно достичь НИКАКИХ результатов, стараясь выполнить форму с максимально высокой скоростью или нанося максимально сильные удары по Манекену, – именно это и характеризует «чайника» при работе со снарядом. Так же, как и при выполнении базовых форм, основное внимание необходимо уделить тем аспектам, которые имеют действительное значение: точность движения, структура, баланс, угол, дистанция и т.д.

Вся идея целиком заключается в том, чтобы загрузить в нервную систему информацию о наиболее возможных событиях для наилучшего применения принципов и инструментов, заложенных в форму. Если вы желаете тренировать скорость или силу ударов, то для этого существуют гораздо лучшие способы и более подходящие инструменты.

Другой очень важный аспект заключается в том, что различные части формы Деревянного манекена НЕ являются строго заданными последовательностями движений, которые на практике должны применяться так, как они поданы в форме. Действительность же заключается в обратном: эти последовательности просто являются очень продуманно организованными принципами, стратегиями и техниками, которые могут быть использованы в ЛЮБОЙ комбинации соответственно конкретной ситуации. Как и хороший ящик с инструментами, который позволяет выполнить ЛЮБОЕ возможное задание, последовательности этой формы (так же, как и последовательности/части всех форм Вин-Чун) предназначены для эффективного усвоения нервной системой, чтобы тело не имело никаких проблем с выбором правильного инструмента в условиях поединка без необходимости терять время на его обдумывание, что является непозволительной роскошью в реальном бою.

В течение многих лет я наблюдаю то, что я бы назвал «самоубийственной» трактовкой движений формы Деревянного манекена, когда различные «мастера» отчаянно пытаются найти сценарий действий, при котором можно было бы использовать последовательности движений точно в том виде, в котором они подаются в форме. Такая трактовка равносильна обучению учеников погибать на улице из-за чрезвычайной непрактичности и несоответствия реальной жизни тому, что демонстрируется этими «мастерами». Такие попытки обоснования их «видения боя» указывают лишь на то, что они никогда в своей жизни не участвовали в реальном бою! Наоборот, практикующие Винг Чунь должны рассматривать эти последовательности движений как средство обучения естественному переходу от одного технического элемента к другому, адаптации и предвидению того, что вполне может произойти на «арене» обычной улицы.

В завершение я хотел бы призвать всех практиков Винг Чунь, независимо от их возраста и стиля, немного отступить назад и пересмотреть цели своих занятий с Деревянным манекеном, чтобы увидеть возможности изменения своего подхода к тренировкам для осознания безграничного количества преимуществ, которые может предложить эта форма и соответствующий снаряд.

Нельзя бить в Манекен автоматически, как робот, а также подходить к нему с нереалистичными ожиданиями, планируя на практике в точности повторить готовую последовательность движений, поскольку это невозможно. Лучше осознайте то, что форма является вратами, через которые вы можете пройти в понимании Винг Чунь гораздо дальше, чем вы были до этого, и что Деревянный манекен не является просто манекеном для «чайников» – это один из лучших когда-либо изобретенных в мире тренировочных инструментов.

Не будьте «чайником» Винг Чунь, используйте все, что манекен может вам предложить, для того чтобы заставить вашего противника пожалеть о том, что вы не «чайник»!

Автор: Дэвид Питерсон

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 1

Перевод: Иван Левый

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!