Мой дядя Грандмастер Ип Ман

Хотя кунг фу и стал более популярным со времен Брюса Ли, немногие осведомлены о подробностях жизни учителя Брюса Ли – Ип Мана, лидера стиля Винг Чунь. Автор данной статьи, Ло Ман Кам – племянник Гранд Мастера Ип Мана по женской линии, а также старший брат по кунг фу Брюса Ли. Мастер Ло Ман Кам сейчас является Гранд Мастером стиля Винг Чунь в Тайване.

В молодости, мастер Ло Ман Кам проводил много времени с мастером Ип Маном в районе Фат Сан в провинции Кантон. Позже в Гонконге он был одним из первых студентов мастера и занимался с ним много лет. Поэтому он много знает о Винг Чунь кунг фу и своем дяде Ип Мане. В этой статье Ло Ман Кам дает нам возможность разделить с ним некоторые приключения и события, которые произошли в жизни его дяди Гранд Мастера Ип Мана.

Мой дядя Ип Ман

Настоящее имя Ип Мана – Ки Ман. Он родился в Фошане в Квантунге. Был вторым ребенком в семье, которая жила по улице Фук Йин в Малбери Гарденз в Фошане. Его семья была очень известна в этом районе. Рядом с ними находилась знаменитая чайная Фошана, Тоу Ян Гуэ. Также рядом была известная пекарня Гоу Хинг Лонг. Дома на Малбери Гарденз были очень большие, а сама улица – длинная и известная в Фошане.

Я (Ло Ман Кан) родился и вырос в Гонконге. Моя мать была сестрой Ип Мана. Во время Второй мировой войны и японской оккупации, я переехал в Фошань, чтобы жить со своим дядей в Малбери Гарденз. В то время я встречался и занимался с ним каждый день. Моя мать регулярно рассказывала мне истории о боксерских достижениях дяди Ипа. В молодости эти истории меня вдохновляли, особенно учитывая сложные времена, в которые мы жили. В 7 лет мой дядя стал учеником Чан Ва Шуня. Мастер Чан был к тому времени уже старым и редко лично обучал студентов. Ип Ман был его последним учеником. Когда Ип стал личным учеником мастера Чана, он сумел завоевать расположение учителя. Старшие соученики Ип Мана – Нг Чоун Си, Лар Ру Чи и Чан Ру Ман заботились о нем.

Оплата за обучение у мастера Чана была очень высокой: каждый студент должен был платить несколько унций серебра (прим. пер. 1 унция = 28,3 г). Редко кто мог себе позволить такую плату за обучение, поэтому количество студентов мастера Чана оставалось в пределах 20. Это также было причиной того, что Винг Чунь считался кунг фу для богатых.

Через 6 лет мастер Чан умер. Перед смертью он приказал своему студенту Нг Чоун Су учить своих младших студентов. Ип Ман следовал за старшим учеником на протяжении 3 лет. В 16 лет мастер Ип уехал в Гонконг для обучения английскому языку в колледже святого Стивена. Там, одноклассник познакомил его со вторым сыном господина Льонг Джана, Льонг Биком. Они вместе занимались в течении 3 лет и улучшили свои навыки в искусстве Винг Чунь.

Среди своих соучеников, Ип Ман лучше всего ладил с Юн Кэ Шаном, который был учеником Нг Чоун Су. И Ип, и Юн были одного возраста и часто проводили вместе время. Когда они были дома у Ип Мана, господин Юн встретил сына Ипа, Ип Чуна. Господин Юн был очень поражен знаниями ребенка и научил его первой форме Винг Чунь «Сиу Лим Тау».

Во времена ранней Китайской республики в Фошане проводился ежегодный фестиваль «Осенние сцены». Однажды Ип Ман с женой его посетили. Когда они там были, один из военных офицеров попытался приставать к госпоже Ип. В то время Ип Ман носил длинное платье с полотняными туфлями и выглядел скорее джентльменом, чем бойцом. Офицер подумал, что Ип был слабым и беззащитным, поэтому стал более настойчивым и оскорбительным. Мой дядя немедленно применил технику Винг Чунь «атака с защитой», и быстро уложил офицера. На что офицер достал револьвер, но дядя схватил ствол револьвера и использовал силу большого пальца, чтобы сломать спусковой курок, приведя револьвер в негодность.

Когда японцы оккупировали Фошан, военная полиция узнала о репутации Ип Мана и пригласила его стать тренером. Но он отказался с точки зрения справедливости. Его отказ крайне разозлил японцев. Настолько, что они приказали другому мастеру кунг фу по фамилии Леунг вызвать мастера Ип Мана. Ип Ман принял бой только после многократных вызовов. Мастер Леунг думал, что его удар очень мощен, поэтому использовал его против Ип Мана. На что мастер Ип немедленно применил «стойку лошади и Кван Сао» для защиты, а потом развернулся и сбил мастера Леунга с ног. После этого, Ип Ман покинул Фошань из-за увеличившегося давления со стороны японцев. Однако он продолжал помогать китайскому правительству сдерживать японцев. После японского сопротивления, дядя Ип не преподавал Винг Чунь, а работал в полицейском управлении. Для того чтобы очистить район от зла и защитить людей, мастер Ип раскрыл много преступлений, включая кражу в Фошане на улице Сар Тон Фон, и поймал вора в театре Синг Пинг. Мастер Ип продолжал занимать должность руководителя военного патруля в южном Кванг Чоу до падения континентального Китая.

После потери континентального Китая, мой дядя покинул Фошан и переехал в Гонг Конг. Там его представили господину Ли Мину, который позже помог Ипу основать школу Винг Чунь для объединения Мес на улице Да Нан в Коулуне. Сначала его последователями были Ли Мин, Леунг Чан, Лоу Юэ и я. У нас было не более 10 студентов. Господин Ли был не просто учеником, но и другом моего дяди. Позже, Шу Сан Тин и Ип Бу Шинг также стали учениками дяди. Количество студентов продолжало расти, пока в 1954 г. мастер Ип не оставил объединение Мес и не открыл свой собственный институт кунг фу на улице Хиа 10, Дип Вотер Бэй, Коулун.  И другие студенты, конечно, последовали за ним. В то время, дяде приходилось уезжать дважды или трижды в неделю, чтобы учить студентов объединения на улице Голивуд и в храме Тай Вонг по улице Квин в восточном Ванчае.

Количество студентов продолжало расти, поэтому дядя перенес институт с улицы Хай 10 на Ли Да, потом в Ли Дженву Виледж и в конце концов в здание Зинг Ип. Но он в открытую не рекламировал школу. Новичок должен был быть представлен или знать последователя. Брюса Ли для обучения Винг Чунь представил господин Ченг Джо Хинг (прим. пер. Вильям Ченг), когда школа была на улице Ли Да.

Указания Ип Мана зависели от уровня знаний каждого отдельного ученика, природных способностей, личных привычек и интересов. Большой инновацией мастера было индивидуализировать подход. Таким образом, прогресс каждого студента зависел от его привычек и желания преуспеть. Сила Ип Мана в 70 не сильно отличалась от силы молодого человека. Около 9 лет назад, в Гонг Конге часто происходили кражи. Однажды ночью, когда Ип Ман прогуливался, двое воров с ножами попытались его ограбить. Ему потребовалось лишь несколько ударов, чтобы отбить их нападение.

Мой дядя поощрил меня в 1956 г. поехать в Тайвань и основать там школу Винг Чунь. Помимо этого, я получил денежную поддержку от президента, Чианг Каи-Шека. Тогда я представлял молодых людей из Гонг Конга. Я начал скучать по своему дому и пытался вернуться, но мой дядя отругал меня за это. Ип Ман полагал, что это был чересчур хороший случай, чтобы его упустить. В 1960 г. мой дядя приказал мне навсегда обустроиться в Тайване, и с тех пор я там так и остался. Я вернулся в Тайвань, чтобы служить моей стране, записался в военную школу и выучился искусству войны в качестве полевого командира.

Я единственный лицензированный Сифу в Тайване, и одним из моих студентов является внук президента Чианг Каи-Шека. Теперь, когда я думаю об этом, я понимаю ,что замысел Ип Мана в отправке меня в Тайвань состоял в том, чтобы я посвятил себя этой стране и развитию Винг Чунь. Его желание было исполнено, поскольку у меня учатся студенты из Франции, Америки, Британии, Южной Африки, Австралии, Восточной Африки и Западной Германии.

Во время азиатских и мировых соревнований по кунг фу члены спортивной команды Винг Чунь получали высокие награды, таким образом помогая развивать Винг Чунь по всему миру. Из-за моих обязательств перед Тайванем, я был не в состоянии посетить похороны дяди. Люди не нашего круга никогда не узнали, что настоящие ученики Ип Мана, такие как я, были единственными, кто имел право носить черные повязки на руках. Со смерти Ип Мана продолжала нарастать неразбериха во всем, что касалось Винг Чунь. Я решил уважать традиционную китайскую этику и память моего дяди и избегать споров и конфликтов со всеми, кто утверждает, что он новый глава клана Винг Чунь.

Моя дядя учил меня, что Винг Чунь не для продажи. Студенты могут проситься в ученики и каждый студент волен решать, который из представителей больше всего ему подходит. Каи Саи заработал у меня полную учительскую лицензию, первую из тех, которые я выдал. Я полагаюсь на него с тех пор, как он покинул Тайвань, чтобы преподавать Винг Чунь, которому я научился у моего дяди Ип Мана.

Источник: http://www.lomankamwingchun.com

Перевод: Ирина Михайлова

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!