Польза от перекрестного Чи Сао

Чи Сао – упражнение для улучшения фокусировки взгляда на близком расстоянии и контактных рефлексов. При выполнении блока существует точка контакта с оппонентом. В этот момент движение оппонента передается в виде вибрации. И ответ на эту вибрацию является действием контактного рефлекса, который развивается при помощи выполнения упражнений Чи Сао.

Принцип контактных рефлексов чем-то напоминает рыболовлю. Когда леска в воде, рыбаку не обязательно видеть, что рыбка заглотила наживку, чтобы знать, что она на крючке. Когда рыба заглатывает наживку, по леске передается вибрация и рыбак чувствует движение в том месте, за которое он держит удочку.

В Винг Чунь при тренировке контактных рефлексов практик старается прервать следующее действие оппонента от точки начала вибрации – контакта – и провести контратаку.

Дополнительная польза от упражнения Чи Сао состоит в повышении мобильности при близком контакте, выборе момента для контратаки, увеличении точности ударов, генерации силы удара на коротком расстоянии и контроле баланса и руки оппонента в точке контакта.

Есть три стадии изучения Чи Сао:

Ø     одноручное параллельное Чи Сао (на разноименные руки);

Ø     одноручное перекрестное Чи Сао (на одноименные руки);

Ø     двуручное Чи Сао.

Каждый этап обучения ученик должен начинать с заранее определенных движений и переходить к произвольным блокам и ударам и только потом приступать к работе с завязанными глазами.

Важно понимать, что техники, используемые в Чи Сао, могут быть неприменимы в ситуациях реального боя. Однако опыт и координация движений, получаемые в результате правильного выполнения этих упражнений, крайне важны в противостоянии.

Перекрестное Чи Сао

Когда практик достиг необходимого уровня мастерства в выполнении других упражнений Чи Сао (включая Ларп Сао), он переходит к работе над перекрестным Чи Сао. Также как и другие упражнения, перекрестное Чи Сао помогает развивать чувствительность и умения, полученные при выполнении данных упражнений, уже могут использоваться в драке. Однако из всех видов Чи Сао, перекрестное Чи Сао больше всего напоминает реальный бой. Это связано с тем, что эти упражнения тренируют шаги, необходимые для уменьшения расстояния между контактной дистанцией и ударной дистанцией.

Контактная дистанция – это расстояние, на котором возможен контакт только между кистями оппонентов. На таком расстоянии можно заблокировать удар, но нельзя достать оппонента с контратакой. Целью изменения позиции, находясь на таком расстоянии, является перемещение на расстояние, из которого можно одновременно нападать и защищаться, т.е. перейти на ударную дистанцию. И для этого используются шаги.

Термин «перекрестный» означает контакт учеников вначале упражнения. Начинается выполнение с боковой стойки, передние руки партнеров перекрещены в районе запястий. Руки должны сформировать крест («Х») в точке контакта независимо от того, соприкасаются левые руки или правые (если в точке контакта встречаются левая и правая руки, то такое положение называется «параллельным» и является основой совсем других упражнений).

Сейчас мы рассмотрим одноручное перекрестное Чи Сао с двух точек зрения: атаки и защиты.

Упражнение начинается как только руки двух учеников пересекаются в соответствующей позиции. При нападении целью является почувствовать любое изменение в энергии оппонента (Он слишком напряжен? Он давит вниз или вбок? Достаточно ли давление вперед?) Если ученик ловит такой момент, он должен сразу же атаковать.

Однако есть две преграды в достижении данной цели. Одна из них – ведущая рука оппонента, а вторая – дальняя рука оппонента. Поэтому нападающий должен сначала вывести из игры ведущую руку (используя Пак Сао или Ларп Сао), одновременно уйти в слепую зону и контратаковать (выйти на ударную дистанцию). Это заставляет оппонента блокировать атаку с помощью дальней руки или пропустить удар.

Ученик должен почувствовать силу, примененную блоком оппонента (дальней рукой), изменить ее направление или пропустить ее, и потом произвести следующую атаку. Этот процесс может продолжаться пока ученик не займет выигрышную позицию, т.е. не захватит руку оппонента и разбалансирует его стойку.

Когда ученик успешно заставит оппонента заблокировать атаку дальней рукой, для чего ему скорее всего придется потянутся через все тело. Если это произойдет, то скорее всего оппонент в какой-то момент сам перекрестит свои руки. И это – идеальная ситуация для ученика. Если такое происходит, перекрещенные руки надо немедленно заблокировать в точке контакта, и когда обе руки заняты, оппонент полностью открыт для атаки.

Краткий вывод: контактные рефлексы используются вначале для определения момента атаки, потом для определения природы силы защиты оппонента. Эта энергия перенаправляется или пропускается мимо и начинается вторая атака. Как только появляется такая возможность, необходимо заставить оппонента пересечь свои руки и заблокировать их, одновременно продолжая атаку.

При защите, главная цель – заблокировать атаку. Поскольку главная цель оппонента – заблокировать сначала ведущую руку, ученик, в идеале, должен предотвратить захват и атаковать ведущей рукой. Если защита ведущей рукой успешна, тогда дальняя рука ученика свободна для контратаки.

Даже если оппонент успешно блокирует ведущую руку и заставляет ученика блокировать дальней рукой, цель ученика все та же: заставить оппонента защищаться, немедленно его контратаковав. Конечно, использование дальней руки не очень удобно в данной ситуации, поскольку приближает оппонента на шаг ближе к достижению его цели. Но это еще не конец боя. Даже когда оппонент старается заблокировать дальнюю руку, все еще есть возможность изменить расклад сил. Вот поэтому дальняя рука столь важна в системе Винг Чунь – она заменяет ведущую руку в случае, когда та занята оппонентом.

Таким образом, контактные рефлексы используются в защите для того, чтобы почувствовать начало атаки. То, что ученик чувствует вместе с тем, что он видит (зрительные рефлексы), определит наилучшую тактику защиты. Целью блокирования атаки является поставить оппонента в ситуацию, где ему самому понадобится защищаться. Это, в свою очередь, заставит оппонента использовать контактные рефлексы для того, чтобы снова поменяться местами.

Возможно потому, что перекрестное Чи Сао больше всего напоминают реальный бой, оно было любимым видом Чи Сао Брюса Ли. Он эти упражнения повторял постоянно.

На самом деле, перекрестное Чи Сао было настолько важным для Брюса Ли, что он особенно отметил его в фильме «Выход дракона», когда он использовал его в известном турнире для того, чтобы победить телохранителя Хана.

Наиболее важным, и, на мой взгляд, незаменимым, инструментом Брюса Ли для понимания искусства борьбы, было его погружение в отработку «липких рук», которое развивает осознание, которое и позволило ему перейти к спонтанной реакции.

Брюс мог сказать, что знал «не один стиль, а все», поскольку рефлексы, которые он выработал с помощью «липких рук», позволяли ему адекватно среагировать на любую атаку. В этом смысле его техника была результатом техники нападающего. «Ты не знаешь, что я собираюсь сделать», – поговаривал Брюс. Не знал этого и сам Брюс, пока не приходило время действовать!

Автор: Вильям Ченг

Перевод: Ирина Михайлова

Источник: Complete Wing Chun System

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!