Кинематографическая адаптация “Блудного сына” (часть вторая)

Когда Саму Хунг заметил, что актер/директор Лау Карлеунг присвоил все самые лучшие истории хунгара (стиль  южнокитайского кунг фу, прим. пер.), он решил, что ему необходим восточный стиль кунг фу с богатой историей, который он бы мог назвать своим. Благодаря Гай Лаю он нашел то, что искал, в стиле винг чунь. Лай, эксперт в данной области, зарабатывал на жизнь как киноактер и продюсер и развлекал Хунга рассказами о красочных персонажах, которые и сформировали  ранний стиль.

Начиная с фильма «Воины вдвоем» (1978), Хунг исследовал истории и загадки стиля винг чунь. Он посвятил два фильма жизни Леунг Джана, легендарного мастера винг чунь, который был таким же знаменитым, как Вонг Фей Хунг для стиля хунгар. Во втором, «Блудный сын» (1981), он снял своего протеже Йена Бьяо в роли «Бадж га джай» (Baj ga jai), неплательщика-сына богатой семьи, считающего себя непобедимым бойцом. Он пребывал в блаженном неведенье, что его семья платит его соперникам за проигрыш.

Леунг встречаеться с добросовестным мастером, актером Китайской Оперы Леунг Йи-Таем (Лам Чинг-Йинг), который обучает парня искусству винг чунь, передавая ему наследие, которое помогает Леунгу победить своего врага, Нга Фей (Френки Чан), в финальном сражении.

Не смотря на то, что Лай предоставил исходную информацию о винг чунь, Хунг был уже достаточно хорошо знаком с традициями Оперы, пережив сложнейшие годы тренировок под руководством Сифу Ю Джим-Йюеном. (Сценический псевдоним Йен Бьяо был выбран из уважения к бывшему учителю и Хунг изначально назначил хореографом-постановщиком Чу Йен-Лунга по той же причине).

Традиционно, в Опере мужчины играли женские роли, и как актуальный исполнитель женской роли, Лам Чинг-Йинг прекрасно подошел на роль Леунг Йии-Тая. До этого фильма он снимался в первую очередь во вспомогательных ролях (как правило, злодейских). Хунг как всегда разглядел настоящий потенциал членов своей съемочной группы. Он дал возможность Ламу засветиться и позднее выпустил фильм, принесший ему характерную для него роль в фильме «Мистер Вампир» (1985).

Интересно и то, что несмотря на великолепное исполнение Ламом боевых сцен в «Блудном сыне», ему никогда впоследствии не давали роли раскрывающие его способности в кунг фу.

Кинематографический винг чунь на экране здесь очень отличается от того, что был (намного позднее) представлен в фильме «Ип Ман» (2008), который отошел от классического китайского кунг фу с его стойками и позами. Это особо явно выражается в великолепном эпизоде с Леунг Йии-Таем, в котором больной мастер сражается за свою жизнь в охваченном пламенем оперном доме. Хунг идет против течения и таким образом усиливает (предполагаемо) Шаолинское происхождение искусства.

Лично я всегда находил очень отдаленную связь между стилями Храма Шаолинь и восточным китайскими боевыми искусствами (хунгар, винг чунь, чоу ли фат и другие). Я скорее склоняюсь к тому, что Фошан и прилегающие территории были колыбелью и тренировочной площадкой для этих стилей.

Йен Бьяо был известен департаменту маркетинга киностудии «Голден Харвест» как «Джимми», а для всех остальных (включая себя самого), как «Билл». Зная о выдающихся физических способностях Бьяо, Йюен Ву-Пинг представил его публике в фильме «Великолепный Мясник» (1980), Джеки Чан – в «Молодом Мастере» (1980), а Саммо дал ему его первую главную роль в «Бродяге» (1984).

Учитывая его склонность к оперной гимнастике, Йен Бьяо казался, в некотором смысле, странным выбором для олицетворения мастера такого стиля боя на близком расстоянии как винг чунь. (То же самое можно было бы сказать про Донни Йена, более известного изначально работой ногами на длинной дистанции, когда его взяли на роль Ип Мана). Хунг и его съемочная группа (включая Бьяо) создала форму боя, которая бы позволяла ему отобразить свои значительные физические способности в пределах винг чунь.

Годами позже Саммо работал над фильмом с мнимым американским мастером винг чунь (Я не думаю, что я когда либо встречал американского практика боевых искусств, который бы не был «мастером»…). Остановив постановку боя, Хунг решил сменить сюжет для героя с правой стороны на левую. «Я могу выполнять эти движения только на правую сторону», - запротестовал актер. Саммо взорвался: «Ты должен уметь выполнять свою технику на правую сторону. На левую, вперед и назад! Вот что мы называем быть мастером!»

По сценарию «Блудного сына», враг Леунга - Нга Фей - сумасшедший сыну кунг фу из благородной семьи, чей патриарх назначил бойцов убивать любого оппонента, который мог бы являться существенной угрозой. Снова против течения, Хунг отдает эту роль композитору Френки Чану, который дебютировал в комедийном триллере «Читай по губам» (1980).

Чан начал свою карьеру будучи еще очень молодым, в «Шав Брос», где он снялся в запоминающемся фильме «Король-боксер» (1972) и «Боксер из Шантун» (1972). После плодовитой карьеры в той студии, он перешел в независимую сферу и стал хорошим другом Джеки Чана, значительно заработав в директорской постановке Чана «Бесстрашная гиена» (1979) и своем первом фильме совместно с «Голден Харвест» «Молодой мастер» (1980).

В «Блудном сыне» Саммо хотел культурного злодея. Несмотря на то, что у Френки был достаточно ограниченный опыт в боевых искусствах, Хунг хорошо его тренировал и эффективно замещал дублером. Очевидно, что ошибок было не много, так как став директором, Френки часто снимался сам в роли персонажей со знанием боевых искусств. (В том же году, когда он снялся в «Блудном сыне», Чан создал совместно с Гуй Лай компанию с оптимистическим наименованием «Всегда Хорошие Фильмы Лимитед»). 

Приверженцы «чистого» стиля винг чунь могут поспорить с некоторыми вольностями этого искусства с точки зрения его отображения в «Блудном сыне». Все же без сомнения остается то, что поддержка Брюса Ли, покровительство Хунга и его клана, и в последствии успех фильмов про «Ип Мана» способствовало укреплению винг чунь как самого известного в мире стиля кунг фу.

В этой связи, этот «Бадж га джай» более чем просто вернул долг своим предкам.

Автор: Бей Логан

Перевод: Артем Лысенко

Редактор: Ирина Михайлова

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 2 

Винг Чунь в кино. «Усыновление блудного сына» (часть 1)

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!