Интервью с Грандмастером Ип Маном (1972 год)

Если вы новичок в борьбе, то, скорее всего, когда вы слышите это слово, то представляете себе не более чем удар кулаком или ногой. Однако если вам удастся поговорить с кем-то, кто потрудится объяснить суть Винг Чунь, вполне возможно, что вы за 5 минут узнаете об уникальном способе, присущем Винг Чунь, для отражения атаки оппонента. Вы также узнаете концепции, используемые в Чи Сао, и секреты победы над оппонентом, используя кратчайший путь и наибольшую скорость.

В этом и заключается весь Винг Чунь - использовать простые, практичные движения, чтобы победить противника. Всего за 23 года, стареющий мастер Ип Ман сделал Винг Чунь очень популярным в Гонг Конге, и привлек много энтузиастов. Несомненно, есть множество причин популярности этого спорта и преданности учеников.

Чтобы познакомиться с искусством Винг Чунь, я специально взял интервью у мастера Ип Мана. В свои 76 он все еще в полном расцвете сил; он очень внятен, энергичен и ответил на абсолютно все мои вопросы. Я многое узнал из этого интервью.

Те из вас, кто любит читать истории восточных единоборствах, естественно знакомы с историей "Фонг Саи Юк вызвал защитника кольца". Один из наиболее значимых персонажей этой истории - монах Жи Син. Монахиня Нг Муи тренировалась у того же мастера что и Жи Син и ее называют основательницей Винг Чунь. Оглядываясь назад, эта история переносит нас на 200 лет назад. Если Винг Чунь был основан женщиной, то это силь конечно должен быть значительно более плавным и смягченным. Однако, вопреки этому распространенному мнению, Винг Чунь на самом дел более агрессивен, чем другие восточные единоборства. Это объясняется тем, что родоначальницей является женщина, чья выносливость несравнима с мужской в борьбе; если она не может сразу же в начале матча победить врага, она не сможет долго сражаться.

По этой же причине первое правило Винг Чунь посвящено агрессии и скорости. Практик должен быть в состоянии причинить врагу вред движением руки, чтобы противник знал, что ему надо отступить. Ву Меи передала свои знания другой женщине, чьим именем впоследствии и была названа эта школа. Ее имя - Йим Винг Чунь. И она впоследствии научила этому искусству своего мужа, Леунг Бак Чоу. Когда подошла очердь Леунга учить своих последователей, поскольку искусство все еще не имело названия, он назвал его в честь жены - Винг Чунь.

Вонг Ва Бонг, один из студентов Леунга, который работал в театральной труппе, впоследствии передал искусство Леунг Йи Таю, который научил Леунг Зана. Мы все теперь знаем, что Леунг Зан стал известным в городе Фошане (провинция Гуангдонг, Китай). Его лучший ученик, Чан Ва Шун (чьим прозвищем было "свободная мелочь Ва"), в конце концов стал Учителем самого мастера Ип Мана. Чан возглавлял свою школу на протяжении 32 лет, но учил только 16 человек. Ип Ман был последним из его учеников.

Ип Ману сейчас 76 лет. Он начал заниматься восточными единоборствами, когда ему было 13 и переехал в Гонг Конг из континентального Китая в 1949. Немногие жители Гонг Конга слышали о Винг Чунь в те времена. И после 23 лет тяжелой работы ее результаты видны невооруженным взглядом. Мастер Ип Ман прекратил набирать новых учеников годы назад. Леунг Тинг, инструктор, который проводит занятия Винг Чунь в нескольких школах, таких как Баптистский колледж, Жухаи коледж и Баптистский центр китайских студентов, один из последних его личных студентов.

Во время разговора с мастером Ип Маном стало ясно, что он ведет себя не на свой возраст. Он говорил чистым, сильным голосом, и абсолютно не хвастался. Чтобы удовлетворить любопытство своих читателей, я попросил мастера Ипа рассказать о его героических деяниях, но он учтиво отказался. Мастер Ип не захотел хвастаться своим прошлым, что, честно говоря, явилось нашей потерей.

Однако, из того, что я слышал, мастер Ип известен двумя подвигами в Фошане. Многие резиденты в те дни были знакомы с этими историями. Говорили, что мастер во времена своей бурной юности, поругался с военным офицером во время Поаосе («Парад детских потоков»). Офицер вытащил пистолет и направил на Ип Мана, все это время стараясь пристрелить его. Увидев перед собой опасность, Ип кинулся вперед и схватил пистолет.  После этого он сильно толкнул и ствол пистолета разломился под его воздействием. Пистолет упал на землю и все присутствующие были в шоке. Мастер Ип прокомментировал эту историю так: ось пистолета уже была разболтана и была не толще зубочистки. Поэтому ему легко удалось расколоть эту часть силой, и этот случай не стоит принимать за чистую монету. Он был действительно очень скромен.

Другая история описывает мастера Ипа на земле в позе «стоящий асана» (в которой необходимо согнуть ногу и все тело поддерживается только ногой стоящей на земле). Несколько людей одновременно сильно его толкали, но не смогли заставить его сдвинуться с места. Очевидно, у него очень большая выносливость.  Когда я его спросил об этой истории, мастер Ип с улыбкой ответил: «У меня больше нет таких сил».

В школе мастера Ипа я увидел деревянный столб странной формы. Он окружен деревянной рамой, и к нему прибиты три горизонтальные планки. Под самим столбом находится загнутая планка. Я спросил, что это за структура и мне объяснили, что это Мук Ян Джонг («деревянный манекен»). Четыре планки представляют собой четыре конечности человеческого тела. Во время тренировок, кулаки и удары ногами приходятся именно на эти «конечности» для симуляции реального боя.

Начать заниматься Винг Чунь означает делать «последовательности движений» или формы. Наиболее базовая последовательность – Сиу Лим Тао («маленькая идея / мысль») и это начало тренировок. За ней идет Чам Киу («наведение моста») – последовательность, которая делает упор на боковых и близких атаках. Последняя форма – Бил Джи («разящие пальцы») – наиболее продвинутая форма из всех. В ней надо поставить ноги чуть уже плеч и присесть на невидимый стул. Эта форма не требует много места, но пальцы на ногах должны смотреть внутрь, что выделяет эту позу как уникальную. Таким образом стоят, если не надо делать много прыжков, но надо перетекать вдоль земли. Однако, в то время как конечности перетекают из положения в положение, ученик должен уметь крепко стоять на земле.

Чи Сао («липкие руки») – одна из ключевых техник при изучении Винг Чунь. Оно полезно по многим причинам. Кроме укрепления локтя и увеличения выносливости при атаках, ученик также может использовать ее для практики защитных движений. Они включены в боксирующие движения фристайла. Таким образом, Чи Сао – ключ к практике самозащиты!

Когда мы говорим о разнообразии упражнений в Винг Чунь, мы в основном имеем в виду три положения рук: Фук Сао, Тан Сао и Бонг Сао. В сравнении с обычными упражнениями восточных единоборств (удары кулаками и ногаими), мы имеем три типа защиты. Мастер Ип Ман утверждает, что эти три упражнения вобрали в себя много других движений в Винг Чунь. По существу, все движения Винг Чунь – комбинации трех видов движений руками, подбрасывания предплечья и опускание рук.  Обычные защитные движения, которые используются в других стилях восточных единоборств, характеризуются перемещением, при котором, когда вас бьют кулаком или ногой, вы защищаетесь, блокируя это движение одной рукой, а потом переходите в контратаку другой рукой или, используя обе ноги, начинаете атаковать. В Винг Чунь, с другой стороны, поступают совсем не так: когда в кого-то бьют кулаком, при получении удара, ученик Винг Чунь в тот же момент нападает. Перевод атаки в защиту или моментальная блокировка атаки – наиболее уникальная концепция Винг Чунь. Это стало слоганом (при запоминании и отработке движения) – «атака – это защита».

Еще один интересный факт – концепция «центральной линии». Что именно она подразумевает? Мастер Ип говорит, что все движения направлены четко по центру: другими словами, необходимо следить чтобы ваши «мосты» были направлены по центру, в этом случае если оппонент нападет, вы всегда будете держать руки с тыльной стороны «моста» и таким образом у вас будет преимущество для атаки и защиты. Приведу пример. Мастер Ип говорит, что «все удары наносятся по прямоугольнику, напоминающему китайский знак солнца; мы начинаем с сердца и бьем по прямой линии, как стрела на луке. Если оппонент бьет по гиперболе или хуком, такая атака принимает форму кривой, напоминающей сам лук. Мы называем такие движения – «следовать за луком» (любой знакомый с алгеброй понимает, что кривая линия всегда длиннее прямой). В то же время, даже по сравнению с прямым ударом, нанесенным с уровня талии, версия Винг Чунь все равно покрывает меньшую дистанцию, поэтому все удары производятся от области возле сердца».

Кроме использования лука для примера движений в Винг Чунт, мастер Ип также упоминал «бамбук» и «молоток» для описания движений. В теории, бамбуковая палка, молоток и тетива лука не имеют ничего общего и ничем не похожи. Однако, Винг Чунь напоминает бамбук в том смысле, что когда оппонент с близкого расстояния наносит удар – защита в момент близкой атаки с использованием Тан Сао, Фук Сао или Бонг Сао, сам удар по ощущениям будет похож на работу с бамбуковыми палками – защита в момент атаки спружинит как бамбук. Когда удар возвращается, однако, защитник нападает с максимальной скоростью, так же как бамбуковая палка спружинит обратно.

Если говорить о примере с молотком, он описывает то, как практик использует силу в движениях Винг Чунь. Принцип приложении силы должен быть такой же как и при забивании гвоздей в стену. Каждый кто использовал молоток знает, что если ударить в полную силу, то можно не только не забить гвоздь, но согнуть. Гвозди надо забивать аккуратно, используя кисть в качестве оси и слегка постукивая по головке. В этом состоит весь Винг Чунь.

Многие из вас могут подумать, что Винг Чунь построен на «мягкости» и основное внимание направлено на гибкость и мягкость для преодоления силы. Я задал этот вопрос мастеру Ипу.

Он ответил: «В некотором смысле Винг Чунь «мягкий» стиль. Однако, если вы приравниваете мягкость к слабости или отсутствию силы, то вы сильно заблуждаетесь. Чи Сао в Винг Чунь используется для поддержания гибкости и мягкости, в то же время сохраняя силу для контратак, так же как гибкая природа бамбука».

Мастер Ип упомянул слоган, используемый в Винг Чунь: «следуй за входящим ударом, посылай удар-ответ, бросай все и иди вперед». После этого он отметил, что Тан Сао, Фук Сао, Бонг Сао используется не для отклонения движения вбок или отвода руки вперед или назад, влево или вправо. Под «посылай удар-ответ»  имеется в виду просто посылать движение вперед, «иди вперед» подразумевает просто двигаться вперед, «следуй за входящим ударом» означает получать и блокировать локтем удар оппонента, а не отталкивать его с помощью силы.

Многие знакомые с боксом говорили мне, что в эти дни возрасла преступность. Когда вы поднимаетесь по лестнице, вы можете встретить грабителей, которые схватят вас сзади, в общественных туалетах также никто не застрахован от ограбления. Так же и в ресторанах брошенный взгляд не в ту сторону может привести к трагическим последствиям. В таких ограниченных пространствах, ничто не работает лучше Вин Чунь для самозащиты.

Я верю, что это замечание справедливо. Есть много школ боевых искусств и каждая хвалится чем-то своим: некоторые сосредотачиваются на атаке, некоторые особенно хороши в защите. Некоторые подкупают простыми движениями, другие – сложными. В некоторых школах для практики необходимо много места, а другие особенно хорошо работают в ограниченном пространстве. Винг Чунь попадает в категорию последних.

Когда я об этом спросил, мастер Ип ответ: «каждому свое».

Кроме кулаков Винг Чунь также использует Лук Дим Бун Кван (6,5 дюймовый шест) и Баат Чаам До (меч восьми порезов). Перед тем как перейти к использованию оружия, ученик сначала должен научиться приседать с шестом, а потом перейти к вбиванию шеста в землю. После этого практик переходит к передвижениям с шестом, нападению. После всего этого, ученик готов к изучению работы с шестом. Что касается меча восьми порезов, его использование похоже на использование кулаков.

Еще одна важная деталь, другая школа боевых искусств Йонг Чун (Венг чун) также использует 6,5 дюймовый шест, однако движения там совершенно другие. Кроме того, в диалекте используемом в Фошане «Йонг» и «Винг» произносятся одинаково, что приводит к путанице.

Мастер Ип попросил меня передать читателям такое сообщение: «Йонг Чун и Винг Чунь оба происходят из Шаолиня, но если вы думаете что это одно и то же, вы сильно заблуждаетесь!»

Перевод: Михайлова Ирина

Интервью с Грандмастером Винг Чунь - Ип Маном

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!