Секрет четвертого центра. Вильям Ченг. Перевод.

Секрет четвертого центра. Вильям Ченг. Перевод. В поисках совершенствования системы винг чунь Грандмастер Вильям Ченг открыл так называемый «четвертый центр».

Секрет четвертого центра

В поисках совершенствования системы винг чунь Грандмастер Вильям Ченг открыл так называемый «четвертый центр».

Тысячелетиями мастера боевых искусств пытались с переменным успехом усовершенствовать основу ведения боя — защиту собственной «центральной линии», или джонг зин, наиболее уязвимой части тела. Не случайно в боевых искусствах возникло множество теорий о «линиях силы» и «центрах энергии», также часто называемых «меридианами тела» или «осевыми линиями». Все эти понятия связаны с наиболее важным элементом — взаимодействием равновесия, гармонии и взрывной силы.

Стойка, баланс и полное спокойствие, которое приходит вместе с достижением высшего уровня самосознания, являются теми внушительными качествами, благодаря которым мастер боевых искусств намного превосходит уличного бойца. Более того, мастера всегда связывали свое искусство с реальной жизнью, и концепция джонг зин как раз и отображает то, насколько важно уметь защитить себя, чтобы быть способным вести настоящий бой. Наиболее уязвимую часть тела они и назвали «центральной линией».

Если оппонент наносит сокрушительный удар первым, это намного ухудшает вашу способность эффективно контратаковать. К слову, некоторые боевые искусства обучают умению принимать удары и, тем не менее, атаковать в ответ, но из-за своих философских и практических убеждений я считаю, что это неудовлетворительно. Обычно бой происходит в такой последовательности:

1. Центр экспонента

Вы инициируете какой-то из видов сао джонг зин (защищаете ваш центр) с помощью различных защитных стратегий и позиций в соответствии с правилами вашего боевого искусства.

2. Центр оппонента

Оппонент должен защищать свой центр — сао джунг зин. Изучив джонг, позицию вашего партнера, вы можете найти слабые места, если его центральная линия незащищена. Тогда вы атакуете прямо по центру и выводите его из равновесия или заставляете отступить или перенастроиться для контратаки. Ваша цель — заставить оппонента задействовать все свои ресурсы для защиты этого слабого места. В этом случае шансов для ответной атаки у него намного меньше.

3. Центр столкновения

Это классическая игра движений, конфликт движения и контрдвижения, когда каждый из бойцов пытается нанести удар и обрести превосходство. Все мастера-первопроходцы, знакомые с классическими стилями боя, знают, что основной аспект этого этапа — установка ритма чередования атаки и контратаки, когда атакуемый оппонент может лишь защищаться и неспособен бить в ответ, так как работает на одной центральной линии. И наоборот, если вы защищаетесь как следует, вы принимаете или отражаете атаку, потому что тоже используете центральную линию в процессе столкновения.

4. Четвертый центр

Во многих восточных единоборствах есть глубокая философская или духовная основа, на которой базируются материальные структуры безупречных физических качеств. Иногда эта основа выражается в потенциале, который вы накопляете вследствие осознанной жизни и направляя свою энергию в позитивное русло. Это стремление приобрести власть над позитивными и негативными силами очень часто упоминается в таоистских учениях, и именно над этим стремлением работали пять основателей винг чунь в Южношаолиньском монастыре китайской провинции Фок Кин 400 лет назад. Они поставили перед собой задачу превзойти то, что они считали грубым обменом ударами, в котором слишком много внимания уделяется скорости, силе и случаю. Открыв даи саи джонг зин, «четвертый центр», мастера винг чунь обрели способность одновременно защищаться и нападать.

Экспонент задействует этот метод не только для защиты первой «центральной линии», но и «центрального тангенса», который является второй центровой линией, и именно его иногда называют «четвертым центром».

Будучи хранителем системы традиционного винг чунь, которую мне передал легендарный Ип Ман, я разработал упрощенную, более доступную версию «четвертого центра». Этот принцип идеально подходит для «мягкого» и утонченного стиля винг чунь, но, несомненно, может быть адаптирован и для других стилей.

Подготовка: триада победы

Некоторые энтузиасты начинают заниматься единоборствами с неправильными намерениями. Насмотревшись нелепых выходок в эскапистских блокбастерах с избытком тестостерона, они ищут легкие пути для воплощения своих фантазий. На самом деле, автентичные боевые искусства созданы для улучшения качества жизни — чтобы принести гармонию и самореализацию в человеческое существование.

Дисциплина и тренировки также предоставляют инструменты для устранения физических стрессов жизни, ведь вы можете оказаться вовлеченным в конфликт, где и берет свое начало винг чунь, ведь это не просто боевая техника — это способ жизни. И если вам когда-нибудь придется драться на улице или на ринге, вам безусловно поможет триада победы — ваше сердце, ваши глаза и ваша сбалансированная позиция.

Сердце

Чтобы хорошо драться, вам нужно хотеть выиграть во что бы то ни стало. Это желание должно поддерживаться способностью укрощать гнев и приходить в состояние спокойствия и в то же время собранности — способностью, которой обладают все великие атлеты. Когда вы попадаете в серьезную ситуацию, ваш мозг приходит в состояние стресса, и, инстинктивно пытаясь сохранить вашу жизнь, выбрасывает в кровь адреналин. Через считанные секунды этот яд доходит до сердца и заставляет его биться чаще.

Когда пульс достигает 110 ударов в минуту, зрачки расширяются, вы перестаете рационально мыслить и теряете способность координировать свои движения. Когда сердце бьется со скоростью 145 ударов в минуту, ваше тело перестает быть способным осуществлять более сложные последовательности движений, а при пульсе 170 ударов в минуту вы практически полностью теряете контроль над своим телом, и у вас остается лишь базовый инстинкт — выжить. Более того, тело выделяет огромные количества жиров и сахара в кровь, чтобы повысить ее сворачиваемость в случае открытой раны. Жиры и сахар мешают свободной циркуляции кислорода в крови и, соответственно, он меньше подпитывает все мышцы и жизненно необходимые органы. На этой стадии человек уже неспособен связно мыслить или плавно двигаться.

Поэтому боец должен находиться в состоянии контролируемого спокойствия. Тренируясь, ваше тело учится преодолевать разные стрессы, и потом в реальной стрессовой ситуации оно действует наилучшим образом. К слову, одно из определений хорошей физической формы гласит: вы должны научить ваши мышцы расслабляться. В традиционном винг чунь даже есть специальная программа медитации «ци», которая помогает достичь нужного расслабления.

Глаза

Бóльшую часть информации мы получаем с помощью зрения (некоторые исследования доказывают, что это более 75% данных, которые мы обрабатываем в течение дня). Поэтому очень важно тренировать наши глаза видеть то, что нужно. В нашей боевой системе я учу смотреть на ведущие локоть и колено оппонента, чтобы следить за любым его движением. В прямом ударе, локоть движется в 2,5 раза медленнее, чем кулак, а в круговом — в 4-5 раз медленнее. Так как его локоть и колени находятся дальше от ваших глаз, их малейшее движение быстрее заметить, чем движения кулака или ноги оппонента.

Равновесие

Равновесие — наилучший фундамент для хорошей координации, рефлексов, скорости и силы. Если вы не контролируете свой баланс, ваша техника будет неэффективной. Есть два вида равновесия: баланс центра тяжения, который используют, например, кик-боксеры, чтобы нанести круговой удар, и динамический баланс, вид равновесия, который позволяет мастеру боевой техники изменить свое движение в любой момент. Когда вы становитесь в стойку, убедитесь в том, что масса вашего тела равномерно распределена — это увеличит вашу подвижность.

Три центра

В ближнем бою всегда нужно иметь ввиду три центра:

1. Центр экспонента

Поскольку большинство жизненно важных элементов находятся посредине тела, то именно эту середину и нужно защищать. Невозможно увидеть и вовремя среагировать на удар, если вы не защищаете вашу центральную линию.

2. Центр оппонента

Если ваше уязвимое место — центральная линия, значит, атаковать вашего оппонента нужно по его центральной линии. Если он решит драться двумя руками, ему придется повернуться лицом к своей цели, то есть к вам, и таким образом его центральная линия станет для вас открытой.

3. Центр столкновения

В боевых искусствах принято считать, что оппоненты должны вести бой лицом к лицу. Атака более эффективна, если вы используете максимум своих усилий по центру конфронтации.

В рукопашном бою нужно атаковать, чтобы выжить. Если по всем критериям оппоненты равносильны, то выиграет тот, кто сможет нанести более эффективный удар. Но если вы сможете атаковать слабые места вашего оппонента, вам понадобится меньше ударов, чтобы его победить. Оппонент тогда будет тратить всю свою энергию на то, чтобы защититься, вместо того, чтобы нападать. Именно поэтому я выделил эссенцию техники ближнего боя винг чунь, создав систему БОЛС. Перед непосредственным контактом, экспонент анализирует слабые места оппонента: его баланс (Б), открытые места (О), локоть (Л) и скрещенные руки или ноги ©.

Баланс: Если оппонент опирается на одну ногу, это слабость. Эта нога неспособна двигаться, пока тяжесть не перенесется на другую. Если вы сравните современных боксеров с их предшественниками, вы заметите, что сегодняшние бойцы более уравновешенны, так как равномерно распределяют свой вес в стойке.

Открытое место: Когда оппонент оставляет свой центр открытым, сюда можно атаковать. В системе БОЛС мы заставляем оппонента быть в состоянии постоянной защиты, а не атаки. Вначале бойцы традиционного муай тай вели бой, держа локти в стороны, искушая оппонента ударить по незащищенной голове. Поэтому такой подход был неэффективен — никто не защищал свою центральную линию. Теперь они научились держать локти по центру своего тела, и это дает им возможность защитить голову и ребра, их «центры».

Локоть: Если вы контролируете локоть, вы контролируете и кулак. Если вы контролируете колено, вы контролируете и ногу. Больше того, если вы контролируете локоть или колено вашего оппонента, вы управляете его равновесием. Большинство бойцов, защищаясь, поднимают руки, таким образом делая локти легкой целью. В винг чунь локоть не выставляется вверх или в сторону, поэтому и не может быть непосредственной целью для атаки.

Скрещивание рук или ног: Это обычно происходит при защите. Многие бойцы блокируют оппонента «внутренней» рукой, той, которая находится ближе к их телу, в надежде затем выполнить толчок или удар. Скрещивая руки, они дают оппоненту возможность беспрепятственно «пришпилить» их. В некоторых боевых системах даже принято скрещивать ноги, спереди или сзади, и это тоже позволяет бойцу нарушить баланс оппонента со скрещенными ногами.

Секрет «четвертого центра»

Чтобы больше почерпнуть для себя из боевой системы БОЛС, вам нужно задействовать «четвертый центр». Чтобы его понять, вам нужно разобраться в том, что такое «центральный тангенс», ибо «четвертый центр» — это центральная линия. Эта центральная линия — это линия, которая проходит через все ваше тело и направлена туда, куда вы повернуты лицом. Параметр «центрального тангенса» определяется тем, насколько далеко слева направо или наоборот вы можете скрестить перед собой руки.

«Центральный тангенс» — это место, где все «линии» вашего тела берут начало, когда вы стоите лицом к оппоненту, и где вы можете скрестить руки вверх и вниз перед собой. Центральная линия — это тоже один из «центральных тангенсов». Используя систему центральных линий, вы можете применять обе руки одновременно для защиты и атаки оппонента без изменения положения вашего тела. Если же вы обопретесь на одну ногу или повернетесь слишком далеко влево или вправо, тогда вы сможете использовать лишь одну, ведущую, руку для защиты и атаки, а другая будет незадействована.

Когда вы атакуете открытое место оппонента, ваша техника направлена на его центральную линию, поэтому вы должны стоять к ней лицом. Это позволит вам использовать центральную линию как для защиты, так и для контратаки — в рукопашном бою вы сможете это сделать, задействовав «четвертый центр». Атакуя слабое место, вы также можете применить «четвертый центр», используя центральную линию для задержки или полного блокирования локтей оппонента — она вам поможет в атаке. Поймав локоть с открытой стороны и сделав шаг в направлении центральной линии, где ваша защищающаяся рука контактирует с локтем, вы выведете оппонента из равновесия, а его другая рука в этот момент будет находиться так далеко, что не сможет вам навредить.

Чтобы использовать четвертый центр со «слепой стороны», вам нужно контролировать «слепую сторону» оппонента, также используя центральную линию.

Суть четвертого центра в том, что не нужно делать два движения, чтобы исполнить блок и атаковать. Если вы стоите лицом к блоку оппонента, вы можете сразу же атаковать, одновременно защищаясь, если используете центральную линию. Все ваши движения сольются в одно плавное движение.

Заключение

Рукопашный бой — это точная наука. Поединок может длиться несколько секунд, и одно неправильное движение может привести к поражению. Когда я начал тренироваться винг чунь в 1951 году, это было веселое времяпровождение. Со временем я страстно им увлекся, и у меня появился дух соперничества и перфекционизма. Затем я начал преподавать винг чунь в 1973 году, и первые десять лет мне было трудно, так как у меня был свой бизнес, и вести сбалансированную жизнь было нелегко. Постепенно мой пыл и заинтересованность начали угасать; и только в последние несколько лет ощущение радости, веселья и оживления вернулись в мое сердце. И теперь я продолжаю совершенствоваться с винг чунь кунг фу с радостью и удовольствием.

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!