Ву Вей. Концептуальные основы Винг Чунь

Ву Вей - созерцательная пассивность, недеяние, спонтанность. Самым главным качеством спонтанности является отсутствие причин для действий: нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие здесь и сейчас. Применение принципа спонтанности позволяет моментально реагировать на действия оппонента так, что атака является продолжением обороны. Именно это позволяет Винг Чунь оставаться живым искусством.

Ву Вей или Мо Вей в кантонском наречии лучше всего можно перевести как непреднамеренное действие или спонтанное действие без предварительной подготовки. Эта концепция является путем к применению захватов в бою.

Идея заключается в следующем: Вы не планируете свои действия, Вы даже специально не инициируете свои действия, «это» (Ву Вей) происходит само собой. Когда концепция Ву Вей применяется практически, это похоже на то, что Вы больше зритель/наблюдатель действия, чем непосредственный участник. Это то, что делает Винг Чунь живым искусством. Ваше движение становится завершением действия Вашего оппонента.

В 25-м юбилейном выпуске «Вход Дракона» изначально вырезанные кадры Брюса Ли, общающегося со своим учителем по фильму, дают нам некоторое понимание того, как Брюс Ли понимал этого принцип. Ли объясняет: «Когда мой оппонент наступает, я отхожу, когда он отходит, я наступаю, и когда появляется возможность, я не наношу удар, «это» происходит само собой». Такое действие в бездействии, или непреднамеренное действие, является основой мастерства ведения боя в Винг Чунь, и ключ к проведению захватов в бою.

Брюс Ли писал об этой концепции в своей книге «Тао кунг-фу» (1964). В ней он писал о Чи Сао: «Его принцип следует таосскому принципу Ву Вей. «Ву» - означает «нет» или «не» и «Вей» означает «действие», «стремление», «старание», «занятость». В действительности это не означает ничего не делать, но успокоить разум и дать ему самостоятельно работать.  Ву Вей в кунг-фу означает  «действие умом» в том смысле, что управляющая сила не чувства, а разум. Далее Ли продолжает: «Он позволяет своему разуму оставаться спонтанным и непредубежденным. Каждое действие активируется тем, что совершает оппонент. Он не сопротивляется и не сдается полностью, а остается гибким как родник».

Винг Чунь – это боевое искусство, которое работает как результат правильной структуры, углов, энергии и понимания. Если у Вас есть правильная структура и энергия, то при «наведении мостов» с оппонентом, когда изменяется угол  или контакт потерян из-за начала атаки оппонентом, Вы по принципу Ву Вей, уже нанесете удар до того, как осознаете психически «открытие», созданное атакой оппонента.

Иногда это еще называется «атака утечки». Этот термин используется потому, что атака практикующего Винг Чунь происходит так же, как протекает вода сквозь щель, созданную в дамбе, сдерживающей воду. Как только создается щель, вода незамедлительно протекает в нее, без задержек, из-за давления созданного водой на дамбу. В своей классической книге по стратегии «Искусство войны», Сунь Дзы пишет: «натиск побеждающих сил подобен прорыву сдерживаемой воды в бесконечную пропасть».

Вот так применяются атаки Винг Чунь, когда задействовано необходимое количество энергии при «наведении  мостов». И снова Сунь Цзы утверждает: «Защита самого себя от поражения лежит в наших собственных руках, но возможность одержать победу над врагом предоставляется самим врагом».

«Наведение мостов» - это один из основных факторов в развитии Ву Вей и один из путей использования захватов в бою. Брюс Ли хорошо понимал важность использования «мостов». Он мастерски использовал его и усердно тренировал. Брюс Ли знал, что воин Винг Чунь ведет бой исходя из «наведения мостов». Мастера Винг Чунь, предшествовавшие Брюсу Ли, передали эту концепцию его поколению.  Есть одна пословица, появившаяся в одной семье Винг Чунь, которая гласит: «Новичок ведет бой вопреки потоку, мастер же ведет бой с помощью «моста». Если мост отсутствует, построй его». «Мост» - это настолько важная концепция в Винг Чунь, что вторая форма, Чам Киу, посвящена «наведению мостов».

Грандмастер Ип Ман учил Брюса Ли тому, что как только практикующий Винг Чунь построил «мост» с оппонентом, если структура и энергия применены правильно, он получит огромное преимущество. «Наведенный мост» с оппонентом можно сравнить со шпионом во вражеском  лагере, который докладывает о намерениях врага: защита и контратака становятся значительно проще.

«Следовательно, лишь просветленный правитель и мудрый генерал», пишет Сунь Дзы «будет использовать лучших разведчиков своей армии с целью шпионажа, тем самым достигая великих результатов. Шпионы - самые важные элементы на войне потому, что от них зависит способность армии к передвижению». Все что ни делает оппонент, создает движение, которое передает сообщение, раскрывающее его намерения.

Мастер Винг Чунь, Самуэль Квок, ученик обоих сыновей Ип Мана, Ип Чуна и Ип Чинга, называет это «сенсорным восприятием». Мастер Квок объясняет: «Когда мост с оппонентом установлен, точка контакта становится шпионом. Каким бы ни было движение, сведения от наших «шпионов», сенсорных нервов, передаются языком нашего собственного тела. Это язык, которым мышцы, управляющие телом, выбирают свою реакцию. Сведения идут от движений и давления на чувствительные нервы нашего тела.  Этот язык, или внутренняя сенсорная коммуникация, называемый сенсорным восприятием – ключ к тому, как тело выбирает подходящий ответ в любых боевых условиях».

Это «сенсорное восприятие» нарабатывается благодаря тренировкам чувствительности в Винг Чунь, которые называются Чи Сао. Брюс Ли понимал важность Чи Сао и фактически демонстрировал свое мастерство в многочисленных, теперь легендарных, выступлениях. Чи Сао – это тренировочное упражнение, которое выполняется двумя людьми, использующими «наведение мостов», которые создают различное давление в процессе изменения положения рук, с целью найти брешь в защите тренировочного партнера. Если невозможно найти никаких открытых промежутков, тогда используется работа ног для создания новых углов, чтобы заставить оппонента компенсировать давление и сохранить защитную позицию. И снова, надлежащая структура, энергия, углы и понимание являются ключами к этому учебному упражнению. Чи Сао – это один из главных ключей для развития рефлекторных навыков в бою. Понимания преимущества «наведения мостов» делает важным практику Чи Сао.

Именно Чи Сао возвращает нас назад к развитию основ навыков захвата Брюса Ли, Ву Вей, – спонтанной реакции на изменение энергии и движение оппонента.

 

Автор: Тони Массенгилл

Перевод: Артем Лысенко

Редактор: Ирина Михайлова

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 3

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!