Ип Ман - Мастер Поколения (часть вторая)

Для Ип Мана жизнь, к которой он привык, вот-вот должна была в корне измениться. Бóльшая часть его богатств и имений досталась японцам, а гражданская война, в которой сражался его народ, у него на глазах забрала все оставшиеся материальные ценности. Но эта же война внесла в его жизнь коррективы, в результате которых он оставил будущим поколениям наследие, о котором даже и не мечтал, когда впервые начал преподавать Винг Чунь... 

До японской оккупации Ип Ман жил очень комфортной жизнью, будучи уроженцем богатой и знаменитой семьи и позже женившись на представительнице очень влиятельной и еще более богатой семьи. Его жена, Юнг Винг-синг, была дочерью местного крайне влиятельного магистрата. Вместе они создали очень удачный союз, произведя на свет четверых детей: двоих сыновей – Ип Хок-джуна (Ип Чун) и Ип Хок-джина (Ип Чинг), и двух дочерей – Ип А-Сам и Ип А-Вун.

Когда японцы вошли в Фошан, все кардинально изменилось из-за конфискации семейной собственности и потери большей части богатства и ценностей. Узнав о выдающихся способностях Ип Мана в боевых искусствах, японская армия неоднократно обращалась к нему с просьбой стать инструктором для солдат. Но каждый раз он отказывался принять предлагаемую должность, веря в то, что приняв предложение, он предаст свой собственный народ.

В 1914 Ип Ман уже имел неудачный опыт общения с японской стороной,  поэтому был совсем не расположен по отношению к ним и не намеревался предоставлять им свои услуги. В соответствии с записями, сделанными очень давно одним из его сыновей для публикации в Гонконге, которая теперь снята с печати, Ип Мана отправили в Кобе в Японию помогать старшему брату в делах и параллельно продолжить обучение. Прежде чем этим планам суждено было сбыться, чувство справедливости Ип Мана в который раз втянуло его в неприятности. Это был инцидент с участием сначала нескольких работников портового причала, которых он победил в драке, а впоследствии и схватка с японским офицером, ищущим возмездия за случившееся с работниками портовых доков. Эти события способствовали тому, что его депортировали обратно в Гонконг через несколько недель после прибытия и перечеркнули все ранее продуманные планы. Кто знает, что бы случилось, если б он остался в Японии. Но как впоследствии оказалось, именно Китай сформировал его дальнейшее будущее.

По окончанию японской оккупации, Ип Ман смог снова вернуться к своей работе офицера полиции, став со временем шефом полиции и служа своему обществу с отличием. Это было очень насыщенное и занятое время для Ип Мана, настолько, что он был вынужден на время прекратить свои тренировки Винг Чунь, чтобы сконцентрироваться на работе и семье. Несмотря на это, он все же находил время чтобы преподавать формы Винг Чунь Панг Наму по просьбе хорошего друга Тонг Гая и исходя из искреннего желания Панг Нама научится. Панг Нам обучался и  другим боевым искусствам и, в конечном счете, стал учить своей собственной версии системы и оставил уникальное наследие после себя студентам как в Китае, так и за его пределами.

Однако не успела одна угроза исчезнуть, как появилась другая. На этот раз в форме гражданской войны между Националистическим Правительством Чан Кайши и коммунистическими силами Мао Цзэдуна. Будучи на службе в качестве инструктора в Армии Националистов, а также занимая пост офицера полиции во времена их правления, не смотря уже на факт принадлежности к богатому высшему классу землевладельцев, Ип Ман стал очевидной мишенью для возмездия Коммунистов, как только они пришли к власти. Поэтому он был вынужден покинуть Китай, чтоб избежать ареста или вероятно худшего наказания. Ходили слухи, что один из членов его собственной семьи (ярых сторонников Коммунистической партии) собирался сдать Ип Мана властям. Поэтому он был вынужден немедленно бежать, оставив жену и детей в Фошане. Он не видел своих детей до тех пор, пока через 13 или 14 лет они не присоединились к нему в Гонконге.

После короткого пребывания в Макане, Ип Ман в конце концов добрался до Гонконга, где устроился на работу в ресторан профсоюза рабочих в Ковлуне. В скором времени стало ясно, что он обладает куда более ценными навыками, чем мытье и чистка посуды. Благодаря помощи своего друга Ли Мана, 56-летний Ип Ман начал официально давать свои первые уроки Винг Чунь  в Краун Колони, определив начало наиболее замечательного периода в истории этого искусства.

Вплоть до этого времени, и принимая во внимание все то, что мы знаем об истории стиля Винг Чунь, по всей вероятности существовало не более двух дюжин представителей этой системы за 150 лет. Открытием этой школы Ип Ман начал новую главу в истории искусства Винг Чунь, предоставляя возможность обучаться широкой публике и создавая основы невероятного наследия, которое в наше время стремительно развивается и выражается в более чем 3 миллионах адептов, практикующих Винг Чунь по всему миру. И все это в пределах жизни двух поколений.

Все еще разлученный со своей семьей в Китае и отчаянно нуждающийся в деньгах, не упоминая про опиумную зависимость, которую он приобрел, будучи еще подростком, что тоже требовало средств, Ип Ману необходимо было найти регулярный источник доходов. Однако времена в Гонконге были тяжелые, поэтому стоимость обучения была достаточно низкой и количество человек, которые могли позволить себе тренировки, тоже было незначительным.

Его самым первым студентом стал Леунг Шенг, ранее практиковавший стиль Бак Мей («Белая Бровь»). Позднее к нему присоединились Чу Шоу Тинг, Лок Йи, Ип Бо Чинг, Джим Ван, Лав Бинг и некоторые другие, сформировав первую группу студентов 1950-1953 годов. Конечно, стоит упомянуть, что в этот период его жизни, проживая в Гонконге, Ип Ману несколько раз довелось использовать свои навыки, добавляя вес своей репутации великого бойца и представителя стиля Винг Чунь.

После потери своего состояния в Китае, Ип Ман никогда более в своей жизни не владел недвижимостью и был вынужден жить в относительно дешевом съемном помещении в Гонконге. В 1950-х годах Гонконг не был тем современным модным городом, который мы знаем сейчас, а скорее убогим местом для проживания беженцев из Китая в иногда ужасных условиях. На то время царила массовая безработица, низкая заработная плата и недостаток нормальных условий комфортной жизни. На улицах кишела преступность, и повсюду орудовали банды триад, в то время как часто продажные силы полиции предоставляли довольно скудную защиту населению. Проточной воды было недостаточно и многие люди были вынуждены ежедневно часами стоять в очередях, чтобы наполнить контейнеры в различных местах колонии.

Одна такая точка вблизи места жительства Ип Мана была под контролем банды триад, которые сдирали огромные деньги за возможность набрать воду. Соседи обратились к Ип Ману с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию. В результате он вышел на бой и победил нескольких уличных хулиганов и восстановил справедливость для местных жителей. Легенда гласит, что после этого события местные бандиты каждое утро приносили под дверь Ип Мана два огромных ведра с водой как извинение и во избежание дальнейших проблем от мастера.

В 1954 году два очень важных студента присоединилось к тренировочной группе Винг Чунь. Первый – Вонг Шун Ленг и вскоре за ним – Ван Кью. Имея боксерский опыт за плечами и страстное желание проверить себя, Вонг Шун Ленг пришел в школу Ип Мана подраться. Он победил двоих студентов школы прежде, чем был с относительной легкостью повержен Ип Маном, а затем еще и Ип Бо-Чингом. Убежденный в значительном потенциале Винг Чунь как практичной боевой системы, Вонг присоединился к школе и в течении шести месяцев заработал репутацию, привлекшую внимание Ван Кью, который в то время практиковал стиль Богомола. Он вызвал Вонга на соревнования «Беймо» (боевое сравнение) и был быстро повержен. Неудовлетворенный этим, Ванг Кью договорился с другими бойцами из своего клана сразиться с Вонгом. Но и они были повержены. Впоследствии Ван Кью договорился о боях и с практикующими других систем, чтобы убедиться насколько хорош был Вонг и Винг Чунь. В конце концов, Ван Кью убедился в эффективности системы и присоединился к тренировочной группе под началом Ип Мана и в дальнейшем сам представлял это искусство.

Подвиги Вонг Шун Ленга и других студентов школы стали привлекать внимание общественности Гонконга, а сам Вонг стал настолько знаменит и успешен в подобных соревнованиях, что получил прозвище «Gong San Wong» или «Король ручных разговоров» и газеты начали говорить о его сражениях и оппонентах, поднимая популярность Ип Мана и его школы. В результате, количество студентов, желающих обучаться у Ип Мана, начало расти и в 1956 году в списке студентов школы Ип Мана появилось знаменитое имя Брюса Ли. Ип Ман и отец Брюса Ли, Ли Хой Чен, были друзьями еще в Фошане, поэтому, когда Брюс Ли пришел в школу, Ип Ман был рад принять его студентом. К сожалению, не все в школе так же относились к Брюсу Ли.

Поскольку Брюс Ли был ребенком-звездой в Гонконге и, соответственно, достаточно обеспеченным, некоторые студенты его сразу невзлюбили, считая его надменным и нахальным. Выяснилось, что у его матери немецкие корни и это привело к тому, что некоторые студенты настаивали на исключении Ли из школы, так как все еще считалось недопустимым передавать Китайскую культуру так называемым «гайлу» или «иностранным демонам». Не желая оскорблять отца Ли, но, в то же время, не желая потерять много студентов, так как именно они формировали прибыль Ип Мана, мастер решил поручить Вонг Шун Ленгу, который был на 6 лет старше Ли, его обучение в частном порядке на дому. Это было лучше, чем прекращать обучение в принципе. Вонг принял это предложение, став для Брюса наставником и тренировочным партнером на следующие 18 месяцев, вплоть до его отъезда в США, произведя неизгладимое впечатление на Брюса Ли, что способствовало его дальнейшему развитию как бойца.

Весь этот период времени, Ип Ман постоянно пересматривал свои взгляды на то, как этой системе необходимо обучать, чему учить и как она должна применяться. Соревновательные бои в которых участвовал Вонг Шун Леунг и некоторые его собратья были испытательной платформой, благодаря которой проверялась и модифицировалась эффективность стиля.  Ип Ман активно поощрял такие соревнования и очень гордился своими студентами. К тому времени ему уже было более 60-ти, и сам он более не принимал участия в поединках, но благодаря подвигам студентов он мог наслаждаться победами и продолжать развивать искусство Винг Чунь. Он часто менял состав форм или учебных упражнений, основываясь на знаниях, полученных в «поединках». Это проявлялось в том, что студенты разных периодов иногда имели очень отличные друг от друга движения и идеи.

Уже давно поговаривали, что у Ип Мана не было времени на неспособных студентов. Он имел склонность посвящать свое личное время лишь избранным, предлагая материал судорожно и без особого желания повторять информацию, если студент не понял его с первого раза.  Но его гениальность была очевидной в советах своим наиболее близким студентам. И в результате небольшая часть из них достигла невероятных высот.

Для того чтоб избавиться от своей опиумной зависимости, Ип Ман начал серьёзно курить, выкуривая по несколько пачек сигарет «Кэмел» без фильтра в день. Эта привычка передалась даже некоторым студентам. Излишне говорить, что возможно именно она и привела к развитию рака гортани, что послужило причиной его смерти 1-го декабря 1972 года.

В тот день мир потерял одного из самых лучших представителей боевых искусств, которые когда-либо жили. Инноватор и настоящий гений, Ип Ман оставил нам невероятную боевую систему, основанную на науке, логике и структуре. Он радикально изменил и усовершенствовал систему Винг Чунь по сравнению с той, с которой впервые столкнулся сам, сделав ее более доступной и более практичной для современного мира.

И правильно то, что сейчас мы осознаем его вклад в боевые искусства и признательны за то, что он нам оставил, не только через его непосредственные боевые навыки, но и благодаря тому, как он повлиял на других людей, таких как Леунг Шенг, Вонг Шун Леунг, Ван Кью, Чу Шоу Тинг, Лок Йи, Хо Кам-Минг, Чеунг Чук-Хинг (Вильям Ченг), Хавкинс Чеунг, Ли Шинг, Мо Ят, Чоу Че Шун и многих других нынче популярных имен в Винг Чунь, которые передали эти знания тысячам своих студентов по всему миру.

Без Ип Мана и наставничества одного из его самых близких учеников Вонг Шун Леунга возможно и не было бы Брюса Ли и его наследия Джит Кун До, которое так сильно повлияло на боевые искусства всего мира. Ип Ман поистине был «Мастером Поколения» и оставил нам великолепную боевую систему, которая больше основывается на принципах, чем на технике.

Хотя он возможно и не был столь легендарным героем, каким его позже изобразили в фильмах, Ип Ман все же стал современным народным героем для китайского народа и его жизнь увековечена в Музее Ип Мана в Фошане. Целостность его натуры и человечность являются прекрасным  примером для каждого из нас. Он никогда не претендовал быть кем-то особенным и никогда не ставил себя выше окружающих.

Мы можем только надеяться, что сможем достичь такого уровня навыков и уважения к человечеству, какими обладал он. Я считаю себя счастливым человеком, имея возможность называть его своим Сигунгом (учителем-праотцом), и я горжусь тем, что имею честь быть частью его удивительного наследия.

 

Автор: Дэвид Петерсон

Перевод: Артем Лысенко

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 2

Редактор: Ирина Михайлова

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!