Винг Чунь: что случилось с реальностью?

Практикующие Винг Чунь гордятся тем, что это настоящая боевая система, созданная для жестокой уличной реальности. Но так ли это на самом деле? Вы бы так не сказали, основываясь на том, как обучают некоторые школы!

Большинство слишком зациклены на бессмысленных играх «липких рук» или бесконечных тренировках сложного Чи Сао даже для того, чтоб достичь уровня, при котором они смогут пережить  настоящую уличную стычку. Некоторым из них придется напрячься, даже чтобы победить начинающего боксера!

Вы спросите, почему все пошло не так? Самая большая проблема заключается в том, что все хотят заново изобрести велосипед, тогда как первоначально данное вполне недурно.  К тому же Винг Чунь стал сейчас модным, особенно после недавнего феномена фильма «Ип Ман», породившего множество неквалифицированных «инструкторов», продающих свой товар несведущей публике. Как результат – много причудливых движений, но без содержания.

Итак, как нам определить проблемы и как их решить? На эти вопросы я надеюсь ответить в этой короткой статье. Поэтому начнем с определения некоторых основных проблемных областей, так как их вижу я (возможно, вы не согласитесь со мной, но если у меня получится заставить вас задуматься – я достиг, чего хотел) и далее рассмотрим способы расставить все по своим местам.  

Будучи последователем направления основанного на концепциях, избегающих устоявшиеся комбинации и статические идеи как чумы, я вижу противоположный подход, основанный на технике, основной угрозой для Винг Чунь сегодня.

Никто, я повторю, НИКТО никогда не будет атаковать вас как робот, используя стандартные комбинации или предсказуемые движения. Почему же тогда такое множество школ заставляют своих учеников, стоя в линию, бесконечно повторять стандартные ответы на нереальные сценарии атак противника? Эти же школы утверждают, что формы – это стандартные комбинации, которые имеют непосредственное (зачастую абсолютно непрактичное) применение, так что не удивительно, что они ко всему  применяют такие нелепые измышления.

Формы – это НЕ стандартные комбинации вообще, это множество концепций, структур, инструментов и стратегий, которые необходимо разобрать, понять, тренировать и пробовать ИНДИВИДУАЛЬНО, с целью применения их спонтанно и естественно в реальных условиях. Как таковые эти концепции, структуры, инструменты и стратегии требуют длительных тренировок и реальных испытаний под прессингом – а не скучных, повторяющихся, нереальных изучений против нескольких соперников, которые даже серьезно не пытаются вас ударить.

«Но мы спаррингуемся!» - скажете вы. «Поэтому мы ИСПЫТЫВАЕМ наши умения под давлением ». Нет, я боюсь что это НЕ ТАК! Видите ли, спарринг это НЕ то же самое, что бой, так как он предполагает принятые правила, ограничения по времени, другой вид отсчета времени и способ мышления. Я не против спарринга, как такового (наоборот , я верю, что  он дает отличную возможность развиваться), но люди должны осознавать, что это не точное воспроизведение настоящей жестокой агрессии. Так же как и практики Чи Сао во всех вариациях, но я вернусь к этому позже.

В настоящей драке мы должны принять, что есть всего два варианта: биться или бежать. Если вы не можете сделать последнее, вы должны быть способны на первое, с полным вовлечением и адекватно развитыми умениями, которые работают в реальном мире, а не причудливыми комбинациями, работающими только в тренировочном зале. Где решение? Регулярно подвергать себя и своих партнеров по тренировкам реальной опасности,  что я называю «открытыми практиками», где нам приходится иметь дело, отвечать и останавливать реальных нападающих, которые всерьез пытаются нас ударить.

Конечно же, не стоит пытаться разбить голову новичкам в зале на первом же занятии. Сначала вы учите и практикуете «закрытые практики», в которых отрабатывается одна простая концепция или техника, постепенно увеличивая сложность и интенсивность задачи. Как только конкретные умения работают в «обычных» условиях – Винг Чунь против Винг Чунь, вам НЕОБХОДИМО начать отрабатывать их на «не Винг Чунь» условиях. Это позволяет улучшить способности студентов к адаптации, изменению сценариев, на самом деле использованию КОНЦЕПЦИЙ в действии, а не полагаться на статические идеи.

В конечном счете «практики» становятся все более и более «открытыми», то есть вы начинаете вносить случайность, рассинхронизацию, интенсивную агрессию и неудобные условия – все что может быть и будет в настоящем жестоком нападении. Студенты быстро начинают понимать, что у них есть одно очень короткое мгновение для того, чтобы пережить, контролировать и остановить нападающего. Если не воспользуются – пропустят удар. Это так просто. Поверьте мне, когда студенты поймут, что человек перед ними хочет их ударить, они резко начнут действовать лучше. Реальность хороший учитель, но слишком дорого берет за уроки.

И так, что же насчет Чи Сао? Для чего оно и какая его роль? Говоря просто, как было сказано в этой колонке последнего выпуска журнала WCI (Wing Chun Illustrated), назначение Чи Сао – научить нас, как нанести удар оппоненту, когда наши конечности каким-то образом мешают этому, научить нас, что спинные рефлексы – это то, что позволяет  нам реагировать инстинктивно и неосознанно в момент любого контакта или давления. Но для этого многим практикующим Винг Чунь придется учиться выполнению Чи Сао заново.

На самом деле в большинстве случаев им нужно полностью поменять свой подход к упражнениям, иначе они могут с тем же успехом не практиковаться вовсе. Слишком много практикующих зацикливаются  на бесцельных упражнениях «липких рук», которые сопровождаются в уме «если вы делаете это, то я делаю это», что в результате дает немногим больше, чем  плохие привычки и опасную мышечную память для их выполнения. Они заканчивают, как говорит об этом мой учитель, тем, что «ходят вокруг да около, не приближаясь к сути». Это напрасные и бесцельные тренировки.

А многие наоборот, трактуют Чи Сао как спарринг,  в котором пытаются нанести удар по болевой точке или использовать грубую силу, расталкивая своих соперников вокруг. Это полностью противоречит принципам практики. Если хотите биться – бейтесь! Зачем вообще Чи Сао? Вместо этого, то что они должны бы были делать – следовать настоящим принципам практики: научится иметь дело с превосходящей силой, НЕ встречая ее в лоб, а перенаправляя и  использовать силу своих оппонентов. Соответственно руки должны быть легкими, подвижными, расслабленными, с постоянным (едва заметным) направленным вперед усилием, что получается в результате стойки и структуры (скелета),  а не за счет верхней части тела и мышц.

Где твои доказательства, спросите вы? Ну, это методы, которые успешно использовал покойный Сифу Вон Шун Ленг, когда занимался Беино («военные сравнения»), и, в недалеком прошлом я и множеством моих собратьев в WSLVT (Академия Винг Тсун Вон Шун Ленга – прим.ред). Приведу один типичный пример. Всего несколько лет назад, мой студент, Блейр Джонстон, сейчас инструктор в своей собственной школе, расположенной в Осаке, Япония, был приглашен на чемпионат по фуллконтакту без ограничений по стилю, проводимый в этом городе.

Блеир никогда раньше не участвовал в каких либо соревнованиях, но тренировался в соответствии с описанными методиками несколько лет. Тренировки включали в себя в том числе и недолгий опыт тренировки с моим СиХингом, Клифом Ау Йингом. Всего за четыре дня до начала он подал заявку на участие в поединках против практикующих разные боевые искусства (среди которых не оказалось ни единого бойца Винг Чунь), и одержал победу над каждым противником, выходившим против него, в итоге став победителем чемпионата.

В довершении всего, он смог использовать чистые, узнаваемые навыки Винг Чунь в каждом поединке, ни разу не обращаясь к типичному стилю-рубке, который часто можно увидеть на таких соревнованиях. Независимо от того, что оппоненты применяли против него, Блейр отвечал простыми, непосредственными и агрессивными контратаками Винг Чунь, именно теми, которые впитала его нервная система в результате тренировок. Он никогда всерьез не спарринговался, но бесконечно выполнял формы, основы, открытые практики и Чи Сао, что вылилось  в невероятную производительность при реальной необходимости.

Итак, как же это все касается нас? Скажу просто, пора вернуть назад реальность в тренировки, чтоб уйти от мнимой безопасности «пузыря Чи Сао» которая часто создается, или же от убеждения, что «спарринг – ответ на все вопросы». Как говорилось ранее, и Чи Сао и спарринг играют свою роль, но при этом являются небольшой частью большей картины, и только если тренироваться, как изначально предполагалось, с правильным пониманием, структурой, стратегией и отношением, то это позволит извлечь пользу из тренировок.

Настоящие боевые навыки приходят от основ, воплощенных в системе. Если у нас нет правильных основных навыков, у нас не получится сложить из них правильную структуру и использовать это на практике под нарастающим давлением, и в результате мы останемся у разбитого корыта, которое раскрошится под пресловутыми ударами реальности. Посмотрите, чем и как вы практикуете свой Винг Чунь и особенно спросите у себя, готовит ли то, что вы делаете, вас и ваших студентов к настоящей битве?

Существует многим больше важных элементов, но если вы осознаете хотя бы описанные тут, вы уже  гораздо ближе к правильному пути. Удачи!

Автор: Дэвид Петерсон

Перевод: Вячеслав Алексеенко

Источник: Винг Чунь Иллюстрейтед, выпуск 3

Редактор: Татьяна Кушнирук

Вернуться к списку статей



Как стать студентом академии?
Узнай Посети ознакомительное
занятие бесплатно!
заполнить заявку
Начни Пройди начальный курс!
детальные условия
Поделись Присоединяйся
к нашему сообществу!